00:37 13.01.2008
Про "Босса". Мне показалось, что это - один из самых страшных фильмов Фон Триера, недаром после этого он слег с депрессией. Особенно ярко - объявление, что это "всего-навсего" комедия, и навязчивые ссылки на какие-то режиссерско-эстетские споры. И до самого конца непонятно, о чем же это - не может же быть, что Фон Триер снял "просто комедию". И как-то почти незаметно, незамечаемо - как "в натуре", свершается главное: этот актеришка, дорвавшись на момент до власти, и не понимая, что это - реальная власть, а не театр, - фирму-то продал.
Вот он прожил неделю с этими людьми, стал им человеком и они стали ему людьми, вступил в любовные отношения с этими женщинами (насколько и как это было возможно) в дружеские - с этими мужчинами. Вот он ощутил несправедливость "хозяина", который вознамерился их выгнать, а работу их присвоить. Вот он победил-убедил этого хозяина. И вот ему "вступило" - момент, в который ему захотелось покуражиться, - и он всех их (и всех нас!) ПРОДАЛ.
Простой символический контекст, как всегда у Триера - гностический. Самый Главный Босс оказывается всего-навсего Демиургом-на-миг, продающим созданный им мир. Интересно бы додумать, кто - покупатели. наверное, там имеет символическое значение история отношений датчан с исландцами, но в этом я, естественно, ничего не понимаю. Опять ближайшая, простейшая аллюзия - ветхозаветный Змей.
Сама незаметность, "под-шумочность" свершившегося - самое страшное в этой "комедии". Остается как бы непонятным, что фильм - про это. Что это и есть (на определенном слое реальности) наша жизнь, проданная Демиургом Змею, так и живем, не замечая того, кто загипнотизировал овец и послал их пастись, потому что не Христовы эти овцы (Его овец удручающе мало), а - демиурговы. И совершенно для нас незаметно, незамечаемо, неизвестно и неподвластно идет где-то торг за эту "фирму"...
Но, конечно, дело не в "простой" интерпретации, а в ошеломлении, - если заметить, не ослабев вниманием к концу, что - ПРОДАЛ. И тогда все эти совершенно живые характеры и ситуации, все эти люди, которых продали и предали, задним числом осмысляются как герои не обещанной комедии, а - трагические герои. Опа-на!