Комментирует
Всего записей
-
23:52 27.02.2008
С размахом комбайна Рецензия на фильм Т. Кеосаяна «Заяц над бездной»
Перед нашим домом расположен небольшой газон. Засеянный некогда элитной датской травой, сейчас он обезображен нахальными местными сорняками, покрыт белыми бородавками одуванчика. Космы длинных трав стелются, как перепутанные волосы русалок. И некому к нему руки приложить, чтоб привести его в надлежащий порядок. Импортным газонокосилкам высокая трава не по зубам. Они способны только ухоженную травку пощипать. Лишь косарь-одиночка с богатырским размахом в плечах восстановил бы утраченную красоту… А тут откуда ни возьмись на нашей кинониве появляется мощный силосоуборочный комбайн – отличный фильм «Заяц над бездной»! Размаху режиссеру не занимать. В современном русском кино такую богатырскую удаль могут позволить себе разве что единицы. Конечно, смешно было бы исключительно крупные исторические персонажи снимать ручной камерой в малобюджетной картине. Не зря говорится, по Сеньке и шапка. Все в фильме гармонично, ярко, образно, сочно, выразительно. И пейзажи родной страны, и любовь к своему народу, и по-человечески красивые герои, и среди них – великолепная Королева Англии в великолепном исполнении Елены Сафоновой. Как мастерски сумела она несколькими штрихами показать иной национальный менталитет, да еще монарший! Несколько раз и ненавязчиво, всегда к месту, звучит в фильме слово «традиции». Любому понятно, традиции – это каркас мироздания, но они же и клетка тюрьмы. Счастливым может быть только свободный человек. А свободен человек только в «последнем полете». На этом законе и держится весь сюжет. Неясным остается вопрос: закон этот действует всегда или только в пределах той эпохи, которую мы уже пережили? Да и газон по-прежнему остается невозделанным: комбайну на нем никак не развернуться. Сестры Ивинс
-
13:53 22.02.2008
А ГАЛЯ КЛЯЧИНА ВЫШЛА ЗАМУЖ!
«Уважайте труд уборщиц!». Такие лозунги еще недавно можно было прочесть во всех общественных местах. В народе воспитывали уважение к труду человека, к любому виду труда. И воспитали. Сколько труда, « крови, пота и слез» многих людей вложено в кинофильм! Мы обязаны уважать их труд, вне зависимости от того, понравился нам фильм или нет. Художника обидеть легко, любая критика его ранит, тем более, исходящая от какой-то Гали из Ростова или уборщицы Клавы из Урюпинска. Да и какая критика может быть в свободном обществе? Не нравится – не смотри, не можешь сделать лучше – не выступай! Что плохого в том, что папа с мамой потрудились, чтоб заработать денег для своей семьи? Да ничего, если бы они потрудились, вырастили, например, арбуз и съели его всей семьей. А если свой арбуз они скормили другим, а он оказался гнилым? Имеют ли право те другие, съевшие арбуз, высказать свое мнение по поводу его качества? Обидят ли они этим художника? В белорусский прокат на массового зрителя вышел фильм Андрея Кончаловского «Глянец». Послушаем мнение не профессионального критика, какого-нибудь Артемия Троицкого от киноискусства, а конкретного массового зрителя, несущего свои рубли на стадионы и в кинотеатры, той самой уборщицы Клавы или студентки Нины, которым, собственно, «Глянец» и скормили. Повидавшая жизнь Клава и без кулинарных телепередач знает, как приготовить оригинальный салат. Достаточно взять простые качественные продукты, смешать их в необходимых пропорциях и приправить все это пикантным соусом. По такому же рецепту сделан и «Глянец». Картофельной основой в нем, безусловно, является простая история провинциалки Гали, которая хотела и вышла-таки замуж. Национальный колорит фильму придает эпиграф в виде отрывка из романа, который читает в начале фильма Галина подруга. Диалог Брежнева с Вольтером, видимо, должен подвести зрителя к мысли «вот до чего своим умом довели Россию простые русские мужики во власти». На что тетя Клава сразу мысленно возразила: «Без Вольтеров обойдемся. Пусть у себя на Ближнем Востоке сначала разберутся». Дальше в киносалат обильно добавили цитаты из мировой киноклассики, как 25-ый кадр подспудно создающие у зрителя ощущение качественного кино: серебряный протез пальца, эротическая поза Ким Бессингер и даже слова из «Жестокого романса», которые не произнес целящийся в героиню незадачливый любовник «Так не достанься же ты никому», очарованные зрители все же услышали. Правда, голливудский хэппи-энд вовремя смягчил их горечь. Пикантным соусом, связавшим все ингредиенты в единое целое, явились совершенные и неотразимые пикантные части тел московских красоток, ну а Чили-перчиком, конечно - упоминание о Давосе. И даже стишки о пресловутом «Титанике» сыграли в фильме роль изюминки. Тетя Клава восприняла их как манифест авторов картины: « не жалко людей, жалко только кораблик». Действительно, плачущую в машине после брачной ночи героиню ни авторам, ни зрителям совершенно не жалко. И даже непонятно, чего она вообще плачет, если ради любви готова на все? Да определенная эпоха в жизни каждого из нас, как и у Андрея Кончаловского в частности, канула в прошлое вместе с «Титаником». Унесла и плохое и хорошее, унесла молодость, остроту чувств, сопричастность событиям. Зато осталось мастерство, опыт, бесстрастность стороннего наблюдателя, чувство меры и времени. Не случайно же легкий славянский снобизм имени Андрон сменился демократизмом имени Андрей. А где есть демократия, там неизбежно должна проявиться и любовь к этому самому народу. И она в фильме есть. Неподдельная, горячая. Правда, не ко всему народу, а к отдельной его представительнице – маленькой прелестной девчушке с чистой, открытой душой. Не только тетя Клава, а каждый в зрительном зале сглотнул горячий комок в своем горле в эпизоде с арбузом. Потому что каждому знаком острый вкус первой незаслуженной оплеухи. Вот это обобщенная и типизированная, ЖИВАЯ правда жизни. А судьба Гали и других персонажей фильма – это ГОЛАЯ правда жизни. Девчоночку растят в чистоте и любви, на добрых сказках про Сестрицу-Аленушку, про Герду и Золушку. А девочек из народа – на голой правде жизни. Учитесь, девочки! Так многие же и научатся. И потянутся из всех концов необъятной России бесконечные вереницы новых галь в Москву, на ярмарку невест. И поднимутся планки запросов у нашего провинциального бомонда, ну а у зарубежного массового зрителя, на которого привычной, удобоваримой для него стилистикой «Глянец» и рассчитан, прочно закрепится стереотип, что по улицам Москвы вместо медведей теперь гуляют лучшие в мире телки. Таким образом, по мнению тети Клавы, фильм достиг поставленной цели – стал «глянцевым» рекламным роликом агентств по продаже живого товара. Однако мнение умной студентки Нины о просмотренном фильме значительно отличается от тети Клавиного. Она не увидела в фильме никакой рекламы, и желания поехать за своим счастьем в Москву она не испытала. Хотя, возможно, еще и потому, что у нее глаз косит и одна нога короче. В жизни умница Нина пытается во всем найти причинно-следственные связи, а в фильмах ищет идею. Если мыслить в категории аллегорий, думает Нина, то фильм приобретает черты высокой гражданственности. Возможно ли критиковать « верхи», возможно ли с земли полить водой из шланга крышу, при этом не замочившись самому? Так только иносказанием и возможно. Тогда что же мы видим? – Весь мир – бардак. Но это не ново. Содом и Гоморра были еще до нашей эры. И что? Количество зла с тех пор увеличилось. Как увеличилось количество населения земного шара или количество патогенных микроорганизмов в биосфере. А жизнь продолжается. И будет продолжаться до тех пор, пока сохранится неконтролируемый людьми паритет между добром и злом. Потому что сама жизнь есть процесс, движение между полюсами добра и зла. Это неизменно. И предназначение художника во все времена неизменно. «Восстань, пророк! И виждь и внемли, …глаголом жги сердца людей». А если фильм «Глянец» о судьбе Родины? Не матери, а сестры или дочери. Не страна ли наша стоит раком перед криминалом? Вот она, как Галя, поднялась из грязи, заняла свое место в процессе всеобщей глобализации, блистает на международных саммитах своей красотой и бриллиантами, какой ценой добытыми! Так хорошо это или плохо? Фильм не дает ответа. Может, смысл фильма в том, чтобы только поставить вопрос перед человеком, заставить его задуматься о жизни, попытаться понять, «куда несет нас рок событий»? Об этом думает Нина, посмотрев «Глянец». Но Нина и Клава еще не весь народ. Народа в зрительном зале нет. И аншлага у фильма нет. И проблемы, поставленные создателями фильма, страшно далеки от народа, почти как Марс от Земли. И рассуждает народ как известный всем лектор из Рязановского фильма: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, какое нам до этого дело?». Народ в кино не ходит. Народ пьет.
-
14:04 21.02.2008
А ГАЛЯ КЛЯЧИНА ВЫШЛА ЗАМУЖ!
«Уважайте труд уборщиц!». Такие лозунги еще недавно можно было прочесть во всех общественных местах. В народе воспитывали уважение к труду человека, к любому виду труда. И воспитали. Сколько труда, « крови, пота и слез» многих людей вложено в кинофильм! Мы обязаны уважать их труд, вне зависимости от того, понравился нам фильм или нет. Художника обидеть легко, любая критика его ранит, тем более, исходящая от какой-то Гали из Ростова или уборщицы Клавы из Урюпинска. Да и какая критика может быть в свободном обществе? Не нравится – не смотри, не можешь сделать лучше – не выступай! Что плохого в том, что папа с мамой потрудились, чтоб заработать денег для своей семьи? Да ничего, если бы они потрудились, вырастили, например, арбуз и съели его всей семьей. А если свой арбуз они скормили другим, а он оказался гнилым? Имеют ли право те другие, съевшие арбуз, высказать свое мнение по поводу его качества? Обидят ли они этим художника? В белорусский прокат на массового зрителя вышел фильм Андрея Кончаловского «Глянец». Послушаем мнение не профессионального критика, какого-нибудь Артемия Троицкого от киноискусства, а конкретного массового зрителя, несущего свои рубли на стадионы и в кинотеатры, той самой уборщицы Клавы или студентки Нины, которым, собственно, «Глянец» и скормили. Повидавшая жизнь Клава и без кулинарных телепередач знает, как приготовить оригинальный салат. Достаточно взять простые качественные продукты, смешать их в необходимых пропорциях и приправить все это пикантным соусом. По такому же рецепту сделан и «Глянец». Картофельной основой в нем, безусловно, является простая история провинциалки Гали, которая хотела и вышла-таки замуж. Национальный колорит фильму придает эпиграф в виде отрывка из романа, который читает в начале фильма Галина подруга. Диалог Брежнева с Вольтером, видимо, должен подвести зрителя к мысли «вот до чего своим умом довели Россию простые русские мужики во власти». На что тетя Клава сразу мысленно возразила: «Без Вольтеров обойдемся. Пусть у себя на Ближнем Востоке сначала разберутся». Дальше в киносалат обильно добавили цитаты из мировой киноклассики, как 25-ый кадр подспудно создающие у зрителя ощущение качественного кино: серебряный протез пальца, эротическая поза Ким Бессингер и даже слова из «Жестокого романса», которые не произнес целящийся в героиню незадачливый любовник «Так не достанься же ты никому», очарованные зрители все же услышали. Правда, голливудский хэппи-энд вовремя смягчил их горечь. Пикантным соусом, связавшим все ингредиенты в единое целое, явились совершенные и неотразимые пикантные части тел московских красоток, ну а Чили-перчиком, конечно - упоминание о Давосе. И даже стишки о пресловутом «Титанике» сыграли в фильме роль изюминки. Тетя Клава восприняла их как манифест авторов картины: « не жалко людей, жалко только кораблик». Действительно, плачущую в машине после брачной ночи героиню ни авторам, ни зрителям совершенно не жалко. И даже непонятно, чего она вообще плачет, если ради любви готова на все? Да определенная эпоха в жизни каждого из нас, как и у Андрея Кончаловского в частности, канула в прошлое вместе с «Титаником». Унесла и плохое и хорошее, унесла молодость, остроту чувств, сопричастность событиям. Зато осталось мастерство, опыт, бесстрастность стороннего наблюдателя, чувство меры и времени. Не случайно же легкий славянский снобизм имени Андрон сменился демократизмом имени Андрей. А где есть демократия, там неизбежно должна проявиться и любовь к этому самому народу. И она в фильме есть. Неподдельная, горячая. Правда, не ко всему народу, а к отдельной его представительнице – маленькой прелестной девчушке с чистой, открытой душой. Не только тетя Клава, а каждый в зрительном зале сглотнул горячий комок в своем горле в эпизоде с арбузом. Потому что каждому знаком острый вкус первой незаслуженной оплеухи. Вот это обобщенная и типизированная, ЖИВАЯ правда жизни. А судьба Гали и других персонажей фильма – это ГОЛАЯ правда жизни. Девчоночку растят в чистоте и любви, на добрых сказках про Сестрицу-Аленушку, про Герду и Золушку. А девочек из народа – на голой правде жизни. Учитесь, девочки! Так многие же и научатся. И потянутся из всех концов необъятной России бесконечные вереницы новых галь в Москву, на ярмарку невест. И поднимутся планки запросов у нашего провинциального бомонда, ну а у зарубежного массового зрителя, на которого привычной, удобоваримой для него стилистикой «Глянец» и рассчитан, прочно закрепится стереотип, что по улицам Москвы вместо медведей теперь гуляют лучшие в мире телки. Таким образом, по мнению тети Клавы, фильм достиг поставленной цели – стал «глянцевым» рекламным роликом агентств по продаже живого товара. Однако мнение умной студентки Нины о просмотренном фильме значительно отличается от тети Клавиного. Она не увидела в фильме никакой рекламы, и желания поехать за своим счастьем в Москву она не испытала. Хотя, возможно, еще и потому, что у нее глаз косит и одна нога короче. В жизни умница Нина пытается во всем найти причинно-следственные связи, а в фильмах ищет идею. Если мыслить в категории аллегорий, думает Нина, то фильм приобретает черты высокой гражданственности. Возможно ли критиковать « верхи», возможно ли с земли полить водой из шланга крышу, при этом не замочившись самому? Так только иносказанием и возможно. Тогда что же мы видим? – Весь мир – бардак. Но это не ново. Содом и Гоморра были еще до нашей эры. И что? Количество зла с тех пор увеличилось. Как увеличилось количество населения земного шара или количество патогенных микроорганизмов в биосфере. А жизнь продолжается. И будет продолжаться до тех пор, пока сохранится неконтролируемый людьми паритет между добром и злом. Потому что сама жизнь есть процесс, движение между полюсами добра и зла. Это неизменно. И предназначение художника во все времена неизменно. «Восстань, пророк! И виждь и внемли, …глаголом жги сердца людей». А если фильм «Глянец» о судьбе Родины? Не матери, а сестры или дочери. Не страна ли наша стоит раком перед криминалом? Вот она, как Галя, поднялась из грязи, заняла свое место в процессе всеобщей глобализации, блистает на международных саммитах своей красотой и бриллиантами, какой ценой добытыми! Так хорошо это или плохо? Фильм не дает ответа. Может, смысл фильма в том, чтобы только поставить вопрос перед человеком, заставить его задуматься о жизни, попытаться понять, «куда несет нас рок событий»? Об этом думает Нина, посмотрев «Глянец». Но Нина и Клава еще не весь народ. Народа в зрительном зале нет. И аншлага у фильма нет. И проблемы, поставленные создателями фильма, страшно далеки от народа, почти как Марс от Земли. И рассуждает народ как известный всем лектор из Рязановского фильма: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, какое нам до этого дело?». Народ в кино не ходит. Народ пьет.
-
14:00 21.02.2008
БАСНЯ О СКАЗКЕ рецензия на фильм Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»
Чудесная пора детства, когда весь мир открыт перед тобой, непознанный, волнующий, манящий.… Как велико в это время влияние сказок, какой фундамент закладывают они в юной душе! Добрый сказочник Андерсен…. Его неподражаемые сказки…. Чем они отличаются, к примеру, от сказок Шарля Перро? У Андерсена в основе сказки всегда лежит трагедия, некая фатальная непреодолимая преграда на пути к счастью. Невозможность достичь счастья, как невозможность увидеть собственный затылок. Ведь дело даже не в том, что Балерина сгорела в пламени камина, а в том, что ни при каких условиях вторая нога у Оловянного Солдатика никогда уже не вырастет. Полной гармонии духовного и физического никогда не будет. Значит, счастье в принципе недостижимо. Что мы знали об Андерсене до фильма? – Что жил он в Дании и что был он, судя по сказкам, добрым человеком. Достаточно ли нам было этих знаний? – Вполне. - Что добавил нам фильм? А фильм не об Андерсене вовсе. Он был бы таким, если бы закончился кадрами похорон сказочника, когда на его гроб упали первые комья земли. Мастерская работа! Оригинальный ОБРАЗ фильма. Четкий безупречный рязановский стиль. Какие выразительные персонажи! Какое актерское мастерство! Какие ОБРАЗЫ созданы актерами, и как гармонично они существуют, взаимодействуют, объединяются, создавая ЕДИНЫЙ образ фильма! Есть, правда, небольшие шероховатости. Гробовщик, например, настолько ярок, что затмевает собой собственные слова о завещании Андерсена. Прохожий, например, настолько безлик (ну нельзя создать художественный образ, просто напялив на себя шляпу!), что выпадает из самой стилистики фильма. Ну, а сам Всевышний (прости, Господи!) настолько не убедителен, что превращается в пародию на самого себя. «Я, наверно, не ошибся, поцеловав тебя при рождении». Разве Господь может ошибаться? Может быть не уверенным в себе? Разве Господь не Абсолют? Не только в сознании Андерсена, а в сознании всего сущего на земле? Совсем по-другому прозвучали бы слова Всевышнего: «А все же ты дурак, Андерсен, что не познал любовь женщины», - если бы другой актер создал другой образ. Ведь эта фраза ключевая в фильме. И все же этот укороченный фильм тоже был бы не о великом датском сказочнике. Откуда, интересно знать, у сценариста такой богатый фактический материал? Помнится, Бетховен возил с собой моток веревки, а Гоголь боялся, что его похоронят заживо. Может, такие фобии характерны всем гениям? Тогда фильм о том, «из какой грязи растут розы». Видимо, гениальность, как молния в атмосфере, возникает при определенных условиях, когда нарушено равновесие между духовным и физическим, когда одно гипертрофируется за счет другого. Фильм дает ясный ответ, в чем секрет таланта и каких жертв требует искусство. По жанру фильм относится к драме, а по форме является басней – иносказательным, поучительным рассказом с четко выраженной моралью. Рассказом о человеческой значимости, о достоинстве, о способности к подвигу во имя своего народа. О том, почему все же «евреи – первые люди перед Богом». Мораль фильма-басни «пришита» к фильму после похорон Андерсена и выражена в той его части, где показан период оккупации Дании нацистами. А на кадрах конной прогулки Короля Дании отчетливо слышались слова морали: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона». Таким образом, беззаботно сидя в кинозале, мы присутствовали на исторической встрече двух художников – Андерсена и Рязанова. И получили от каждого из них серьезный урок о смысле жизни. Однако каким мастерством нужно обладать режиссеру, чтобы его выслушали! Учителей сейчас развелось – полки. Могут научить, чему угодно: как стать успешным, как стать красивым, как добиться сотрудничества и взаимопонимания, как сделать вашу жизнь счастливой и т.д. Ученых развелось – тьма. Но озабочены все только тем, как выгодно продать людям свои знания или самого себя. Люди же, как и всегда, желают «хлеба и зрелищ». И на сказку-то пришли, чтоб развлечься, а тут – на тебе – и обучили! Сестры Ивинс
Страницы:
1
|