Спайк Ли считается главным представителем афро-американского кинематографа и зачинателем современной школы независимого кино.
Большим успехом пользовались его фильмы «25 час» (25th Hour), «Настоящие короли комедии» (The Original Kings of Comedy), «Обманутые» (Bamboozled) и «Кровавое лето Сэма» (Summer of Sam). В фильмах «Девушка номер 6» (Girl 6), «Садись в автобус» (Get on the Bus), «Делай как надо» (Do The Right Thing) и «Клокеры» (Clockers) Ли продемонстрировал своё умение откровенно и нелицеприятно критиковать предрассудки – не только расовые, но и классовые и половые.
Его дебютный фильм, комедия «She’s Gotta Have It», принесла ему премию «Prix de Jeunesse» Каннского кинофестиваля в 1986 году и статус зачинателя имел большой коммерческий успех и помог войти в большой кинематограф нескольким молодым чернокожим актёрам. В 1989 году фильм «Делай как надо» номинировался на «Оскара» в категории «Лучший оригинальный сценарий» и был награждён премиями Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр».
Ли родился в Атланте, штат Джорджия, и вырос в Бруклине. Он вернулся на юг Штатов, чтобы учиться в колледже Морхаус. После его окончания Ли продолжил учёбу в Школе искусств Тиш при Нью-йорском университете в Манхэттене, где получил степень магистра изящных искусств по специальности кинопродюсирование. Ли создал компанию 40 Acres and a Mule Filmworks. Он срежиссировал и спродюсировал целый ряд
музыкальных видео для таких исполнителей, как Майлз Дэвис, Чака Кан, Трэйси Чэпмэн, Анита Бэйкер, Паблик Энеми, Брюс Хорнсби и Майкл Джексон.
Работа Ли в рекламе началась в 1988 году, когда он снял компанию для Nike с Майклом Джорданом. Джордан снимался потом в нескольких его рекламных роликах. Спайк Ли сотрудничал с компаниями Levi’s, AT&T, ESPN, Philips, Nike, American Express, Snapple и Taco Bell. Ли – режиссёр нескольких документальных фильмов и спортивных программ, в том числе документального фильма «4 Little Girls», номинировавшегося на «Эмми» и
«Оскар», и награждённого «Эмми» фильма о Джоне Томпсоне, снятого для канала HBO/Sports.
Спайк Ли – автор шести книг, рассказывающих о его работе над фильмами. Недавно он вместе со своей женой Тонией написал книгу для детей «Please Baby Please». Ли попробовал себя в новой области, создав рекламную компанию Spike/DDB (В сотрудничестве с DDB Needham).
|