Вопреки сложившейся климатической традиции, нынешнее открытие «Кинотавра» обошлось без дождя. Чинная звездная дорожка оборвалась церемонией открытия с забавными Куценко и Золотовицким, неотыгранными шестидесятническими декорациями и местным ВИА «Татьяны», плавно перетекшей в премьеру Кончаловского-старшего.Только-только вернувшийся из Канн Андрон Сергеевич выглядит бодро, свежо и всем внешним видом иллюстрирует собственный «Глянец». Его последнее режиссерское киновыступление («Дом дураков», 2002) прошло незамеченным, поэтому волнение мэтр хоть и скрывал, но что-то неуловимое его выдавало. Фильм, к слову, вызвал полярные мнения. Одни жарко аплодировали финальным титрам, другие громко объясняли по телефону, что «наконец закончился этот дурацкий фильм».
Лично мне не понравилось. Развесистый сценарий (на пресс-конференции Кончаловский очень точно сравнил его с деревом) разветвляется на персонажные подистории, которые оказываются в канве сюжета совсем не нужными, отдельные герои просто пропадают из фильма, некоторые неожиданно возникают и к финалу приходят в качестве главных. Такое впечатление, что, найдя финансирование, Кончаловский решил не шлифовать рукопись, а отснять, как есть, прикрываясь щитом прошлых заслуг. Плюс в кадре неожиданно проявилась «кончаловщина от Егора» – хаотичная ручная камера, безвкусные перебивки и неоправданно обнаженная Ольга Арнтгольц, в общем контексте не нужная совершенно. То есть, Арнтгольц топлесс – это хорошо, но зачем?
С другой стороны, в «Глянце» совершенно гениальный Ефим Шифрин в образе Лагерфельда по-русски в сапожках на каблучках, с когтем-перстнем и модным хвостиком. Не увидеть – значит, просмотреть мощнейший кинодебют. Плюс Серебряков, выдавший грандиозный перформанс. Коротко стриженный, пергидрольно выбеленный, в пидорском поло и килте – не удивительно, что он так вцепился в роль. Высоцкая тоже хороша, но стала таким же переходящим знаменем, как Толкалина.
На пресс-конференции Андрон Сергеич на вопросы типа о чем ваш фильм? отвечать не умел, рассказывая, что снял кино о людях и обществе. По-моему, когда режиссер не способен ответить на такой просто вопрос – это диагноз картине. Ну и показательны его соображения о ленте в целом: вам что-то непонятно? Значит, вы смотрели его не тем местом. Перефразируя на русский – да я и сам не знаю, чего тут наснимал.
// Настоящее кино