Конкурсный показ «Груза 200», как и ожидалось, буквально раздавил зал. К финальным титрам бледные зрители разделились – кто-то жидко аплодировал, кто-то остервенело пробирался к выходу. Каждый завуалированный намек на неприкрытую жестокость фильма оказался чистой воды правдой, Балабанов снял не то чернушную социалку, не то нетипичный для себя хоррор.
Откровенно говоря, верны обе версии. Ведь никто не запрещает удовлетвориться одним лишь лежащим на поверхности слое истории об оборотне в погонах, вполне в духе кинговской «Игры Джеральда» приковавшем дочку секретаря обкома наручниками к изголовью кровати. И тогда все творящиеся ужасы вроде серийных изнасилований, трупов и роящихся мух окажутся не слишком стильным ответом какому-нибудь «Хостелу» Илаи Рота в реалиях советского пространства.
А можно копнуть глубже и пофантазировать, что титр «основано на реальной истории» отсылает не к прообразу показанных в фильме событий, а к истории в политическо-социальном контексте, для которой важнейшей отправной точкой является время действия. И тогда весь фильм выходит, конечно, не колом в грудь советского режима, но панихидой по вынесенному в заглавие грузу-200, которым являлось не содержимое цинковых гробов, а вся могучая нация, прикрывавшаяся маской благополучия.
В любом случае разочарования не будет, хотя излишняя психологическая натуралистичность сцен обязательно шокирует зрителя повпечатлительнее.