Ведущей темой первого дня Московского Кинофестиваля стала тема отцов и детей, поднятая аж в двух конкурсных фильмах. В японском «Парке» описаны сложности, которые возникают в общении у тридцатилетней японки с ее отцом, который принадлежит к другому поколению и тяготит героиню своей заботой. В украинской картине Евы Нейман «У реки» выбран более экстравагантный ракурс на ту же проблему. Здесь в центре сюжета – мать и дочь. Обе уже старушки, они переживают болезненную и нерасторжимую связь друг с другом. Третий конкурсный фильм этого дня, «Русский треугольник» Цабадзе, выпадает из контекста отцов и детей, зато замечательно вписывается в не менее традиционную тему воны и мира.
«Парк» служит примером непритязательного, но честного и серьезного кино, которое умудряется совмещать социальную и художественную функции. Дебютная лента Инь Личуань посвящена проблеме взаимопонимания между отцом-пенсионером и его молодой дочерью-журналисткой. Отец патриархален в своих взглядах, причем опирается по больше части не на опыт собственной жизни, а на некую норму – то, как пишут в газетах и говорят по телевизору. Общение с дочерью в конце концов заставляет его признать собственную слабость и оставить за дочерью право заботиться о своем отце, как когда-то он заботился о ней. В описании внутренних изменений, которые претерпевают герои, заключен весь смысл фильма. Главная задача отца и дочери – преодолеть взаимное отчуждение и выплеснуть любовь, преодолев барьер между поколениями. Герои переживают просветление на берегу реки, в парке, где обычно собираются пенсионеры и сватают своих молодых детей. Парк становится местом встречи отца и дочери.
Главная тема картины Нейман «У реки» - парадоксальная любовь, связывающая пожилых мать и дочь, которых исполняют Нина Русланова и Марина Полицеймако. Мать то притворяется склеротичкой, то начинает командовать дочерью. А та постоянно ворчит на мать, но и не перестает о ней заботится. Однажды утром героини отправляются на прогулку по реке. Их путь непредсказуем и в то же время определен руслом реки. Так же как и их чувства. За маскарадом, кривлянием и ворчанием скрывается глубокая любовь, терпение, долг. При съемках фильма Еве Нейман помогала Кира Муратова. И хотя сама Нейман не считает себя ее ученицей, в картине отчетливо заметен муратовский стиль. Есть здесь и нечто от манеры Иоселиани, который в «Охоте на бабочек» создал гениальные поэтические образы двух старушек. «У реки» - это отчетливо фестивальное кино, позволяющее себе подчиняться только собственной внутренней логике, которую не всегда легко разглядеть со стороны. Фильм Нейман смотреть трудно, но все-таки не исключен шанс получить от него удовольствие.
На пресс-конференции жюри конкурса «Перспективы» председатель жюри Ульрих Грегор заявил, что видит задачу фестиваля именно в том, чтобы поддерживать трудное для восприятия кино. Ведь главная задача кинематографа – воспитывать в зрителе эстетическое чувство. «Иногда причиняя зрителю неудобство, напрягая его, такое кино тем не менее переводит нас на новый уровень» - заявил он.
Выводит ли зрителя на какой-то новый уровень фильм Алеко Цабадзе «Русский треугольник» - вопрос спорный. Эта картина снята по классическим голливудским канонам и посвящена страшным отголоскам войны в Чечне, которые слышны на гражданке. В фильме показаны и зверства боевиков, и беды чеченцев, толкающие их на ответную агрессию, и страдания покалеченных войной солдат. Противостоит злу в картине Цабадзе – грузинский парень Коля, который недавно закончил Юрфак МГУ и теперь проходит практику в милиции. Коля встает грудью на защиту своих близких и всей страны под эгидой того, что нельзя оставаться нейтральным, когда в мире существует такая чудовищная вещь как война. Идейные предпосылки фильма выглядит вполне оправданными. Воплощены они бойко, и может быть даже – слишком бойко для фильма на такую тяжелую тему. «Русский треугольник» едва ли можно назвать фестивальным кино: подобные фильмы скорее предназначены для широкого проката. Может быть, и есть свой резон в том, что этот фильм включен в основной конкурс. Не все же следить за полетом фантазии Евы Нейман.
// Настоящее кино