Венгр Янош Сас великолепно сыграл на мрачноватом обаянии начала XX века и снял фильм, отсылающий к рождению психоанализа. Примерно в то же время переносила зрителя очаровательная комедия трехлетней давности «Убить Фрейда». Картина Саса «Опиум» стилистически ничуть ей не уступает, но сильно отличается по атмосфере. Режиссер отлично показывает неистовый творческий потенциал, готовность к экспериментам и в то же время безумие и опасность, скрытую в той эпохе.
В «Опиуме» врач, сидящий на морфии, приходит работать в психиатрическую клинику, расположившуюся в уединенном монастыре. Главный герой, не смотря на свою порочную склонность к наркотикам, оказывается в клинике вестником прогресса. В процессе лечения больных, он предпочитает с ними разговаривать, а не подвергать всевозможным пыткам, как директор-традиционалист, прямой наследник инквизиторов. Однако именно главному герою придется противостоять искушению соблазнить одну из пациенток – несчастную девушку Гизеллу, которая бредит дьяволом и вполне в языческом духе прославляет бога-солнце.
Янош Сас заигрывает не только с психологией, но еще и с мистикой и религией. Будь на его месте менее талантливый режиссер, и фильм превратился бы в неумную спекуляцию. Однако художественное мастерство Саса на высоте. В фильме есть множество невероятно красивых, какой-то загробной красотой, кадров. Отвесная скала, на которой одиноко примостились каменные крест и часовня. Могильно зеленый, весь покрытый лишайниками, лес. Вид из низины, в которой лежит монастырь, когда горизонт оказывается высоко над головой и над ним, вычерчивая силуэты трав, всходит солнце. Лаборатория, полная странных механизмов и завороженных людей. С эстетической точки зрения, «Опиум» пока самая яркая картина конкурса. Жаль только, что содержание явно отстает от формы. А исполнительница главной роли Кирсти Стубо, как ни извивается в припадках, не может переиграть Мари Фальконетти в «Страстях Жанны д’Арк» Дрейера.
// Настоящее кино