Кризис среднего возраста в жизни работящего финского парня Юхи проявляется нетривиальны образом. Героя увольняют с работы, и он оказывается перед перспективой сидеть дома с женой и тремя детьми или уходить из дома и сидеть в кафе с приятелем. Юха две недели подряд выбирает второе. Наконец, он решает заняться частными ремонтами и приходит по вызову к немолодой даме. Оказывается, даму куда больше интересует он сам, нежели его плотницкие способности. Это будет первый, но отнюдь не последний вызов Юхи. Герой думает, что нашел себе хорошую работу – ублажать пожилых тетенек, которые совсем загрустили без мужского внимания, и получать за это много денег. Пока Юха пребывает в иллюзии того, что в его жизни все наладилось, жена и дети узнают о его деятельности. Теперь Юхе грозит полный коллапс.
Фильму Алекси Салменпери присуще специфическое обаяние финского кино, но одного этого мало, чтобы поставить «Мужской работе» высший балл. Жанрово картина напоминает траги-фарс с вкраплениями покоряющей искренности. Но если первую половину еще удается следить за сюжетными поворотами и даже сопереживать герою, то ближе к концу начинается какая-то путаница, которую невольно списываешь на финскую ментальность. В заключении хочется понимающе кивнуть и забыть, хотя от знакомства с героем остается на душе какой-то след – как после фильмов Каурисмяки.
«Вива» Анны Биллер – пример шикарного жанрового стеба. Жанр выбран весьма пикантный – «Вива» отсылает к сексплуатационным фильмам Расса Мейера. Пародия (или подражание) Биллер очень узнаваема. В первые минуты ждешь, что сейчас камера начнет отдаляться от героев и вскоре в кадре появится телевизор, на экране которого и происходит все, что происходит. Но телевизор так и не появится. А что, собственно, происходит? Две крупные девушки, блондинка и брюнетка, загорают у бассейна, жеманничают в камеру и говорят с глупыми интонациями о глупых вещах. В это время их мужья, лежа на шезлонгах, занимаются тем же самым. Каждую секунду ждешь, что сейчас наконец все разденутся и начнется порно. Оно не начнется. Традиция Мейера предполагает лишь акцентирование темы секса, не более.
Кокетливое ломанье героинь и откровенно комическое поведение героев в «Виве» порой уморительно смешны. Однако это не комедия. По ходу дела будет поставлена проблема женщины, которая пытается найти себя в контексте сексуальной революции. Сначала она отказывается от роли скромной домохозяйки и хочет стать моделью, потом отправляется искать приключений среди раскрепощенной в сексуальном плане богемы. Однако в конце концов семейные ценности восторжествуют.
В конкурсе «Вива» занимает, наверное, такое же место, как на прошлогодним фестивале картина Блие «Сколько ты стоишь?» - откровенный, симпатичный и довольно бредовый фильм. Если учесть, что Блие в том году получил Серебряного «Святого Георгия» как лучший режиссер, то возможно, и «Виве» что-нибудь светит.
// Настоящее кино