В прошлом году Грецию представлял на фестивале довольно невнятный фильм «Пробуждение», который не вызвал большого отклика ни у жюри, ни у зрителей. В этом году основной конкурс снова включает греческую картину – «Эдуарт» режиссера Ангелики Антониу. «Эдуарт» гораздо жестче, конкретнее и динамичней, чем прошлогоднее «Пробуждение». На этом фильме не заскучаешь, хотя вынести из него можно не так уж много. «Эдуарт» на 29 ММКФ вписывается в довольно многочисленную группу фильмов, не отягощенных признаками фестивальности (там и «Русский треугольник», и «Мольер», и «Любовь со словарем»). В центре сюжета – симпатичный вор, родом из Албании. Он нелегально пересек греческую границу, натворил там всяких бед и вернулся домой, где немедленно сел за решетку по наводке собственного отца. Поначалу герой принадлежит к категории людей, «которым ни за что не стыдно, и не важно, что они сделали». Но на его пути попадается немецкий доктор – один из заключенных, осужденный на пожизненное заключение. Общение с доктором меняет Эдуарта кардинальным образом. Он садился в тюрьму убийцей и раздолбаем. Но в конце мы видим человека, в котором проснулось чувство ответственности и долга перед людьми. В общем, человека, в котором проснулся – человек.
Итальянская картина «Незнакомка» радует взгляд актрисой театра Додина Ксенией Раппопорт, которая тут в главной роли. Ксения играет эмигрантку из Украины по имени Ирена, которая сначала была проституткой и искала легкой жизни, потом попала в рабство и промаялась в жутких условиях больше десятка лет, а потом вырвалась на свободу и отправилась искать дочь. Режиссер Джузеппе Торнаторе использует достаточно ходовой прием, вмонтируя в жизнь повзрослевшей героини обрывочные кадры предыдущих испытаний. Ирена живет как бы несколькими жизнями одновременно, и в каждой из них она другая – любящая мать или несчастная жертва, нежная возлюбленная или убийца. Именно поэтому – незнакомка, что иллюстрируется уже в первых кадрах, когда зритель видит обнаженную героиню на смотре проституток в непроницаемой белой маске. Цель Ирены по ходу фильма – найти единственную правду в своей жизни, открыть перед самой собой свое истинное лицо. Роппопорт играет очень душевно, но ко многому ее обязывает жанр. «Незнакомка» - это драма с заковыристым сюжетом и большой палитрой самых разнообразных эмоций – от материнской любви до неконтролируемой жажды мести. Актриса проводит свою героиню сквозь все эти страсти, чтобы в финале предстать перед зрителем изможденной, отстраненной, но по-прежнему с верой в то, что даже для нее возможно какое-то будущее. Тема фильма несколько напоминает «Детей СССР», но если в израильском фильме все держалось на идее и недурном актерском ансамбле, то тут весь фильм выезжает за счет актрисы и сценария. Впрочем, больших шансов на победу это ему не приносит.
// Настоящее кино