Московский кинофестиваль закрыл свежий фильм Клода Лелуша «Железнодорожный роман». В центре сюжета – детективная писательница Джудит (Фани Ардан), поставленная в трудное положение своим литературным рабом Лакло (Доминик Пиньон), который решил издать свой новый – и лучший – роман под собственным именем. Джудит, разумеется, этого не допустит. Похоже, ей придется убить Лакло. Если только кто-то не сделает это вместо нее. «Железнодорожный роман» - это изящный детективный сюжет, море актерского обаяния и карнавальная путаница, благодаря которой фильм закрытия рифмуется с фильмом открытия, то есть «Заветом» Кустурицы. Обе картины как нельзя лучше передают дух 29 ММКФ, который больше всего напоминает балаган, небрежно замаскированный под фестиваль класса А. Об этом и свидетельствуют розданные сегодня призы.
Два «Святых Георгия» за лучшую мужскую и лучшую женскую роли отданы шуту и бесноватой – чем не балаган? Лучшим актером признан Фабрис Лукини за роль Журдена в фильме «Мольер». Лучшей актрисой – Кирсти Стубо, которая сыграла сумасшедшую любовницу врача в венгерском «Опиуме». Хотя решение относительно Стубо выдает достаточно поверхностный подход жюри (ну нельзя, а конце концов, ломание и ломку принимать за выдающуюся игру – если только жюри не состоит из одной Литвиновой), все же радует, что «Опиуму» досталось упоминание среди победителей, а худенькой альбиноске Стубо – награда.
Главный приз фестиваля, за лучший фильм, получило, как и ожидалось, «Путешествие с домашними животными». Чуда не произошло, и концептуальная психологическая драма, выполненная в мрачной вокзальной стилистике, завоевала главные симпатии жюри. Лучшим режиссером был назван создатель итальянского фильма «Незнакомка» Джузеппе Торнаторе. Сопроводить это решение жюри какими-то комментариями фантазии, увы, не хватает. Специальный приз жюри получил фильм Алеко Цабадзе «Русский треугольник». Видимо, за правильное раскрытие опасной темы – войны в Чечне.
Приз ФИПРЕССИ отошел картине Ларисы Садиловой, и пусть это останется на совести Жюри международной кинокритики. А вот Жюри отечественной кинокритики порадовало, равно как и Федерация киноклубов России – благодаря им две награды получил милейший датский фильм «Временное освобождение».
Приз зрительских симпатий разделили между собой «Мольер» Лорана Тирара и «Незнакомка» Торнаторе. Соответственно, веселая литературная мелодрама и эмоциональная драма с элементами чернухи. Оба фильма, кстати, представляются наиболее доступными для широкой публики, так как оба почти полностью лишены налета фестивальности. Здесь результаты выглядят закономерными.
Закрывая фестиваль Никита Михалков произнес следующие слова: «В этом году у нас впервые была полноценная конкурсная программа, которая могла бы быть представлена на любом Международном Кинофестивале». Для кого-то это бальзам на сердце, для кого-то – циничная насмешка. В общем, спасибо Никите Сергеевичу за наше счастливое детство.
// Настоящее кино