По сообщению представителя российского оскаровского комитета Кирилла Разлогова, в этом году Россию в борьбе за премию Американской киноакадемии будет представлять вторая часть дилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Как ни странно, но выбор у членов комиссии был невелик.Заявление Андрея Кончаловского:
19 сентября 2011 года в СМИ появилось сообщение о решении российского оскаровского комитета, что претендентом на премию «Оскар» станет фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Везде повторяется, что я, Андрей Кончаловский, являюсь членом этого «оскаровского комитета». Это недоразумение. Я в очередной раз ставлю общественность в известность, что я уже как три года не вхожу в состав этого комитета.
Первое заявление с просьбой не считать меня членом «оскаровского комитета» я написал в 2008 году по той причине, что я был занят съемками фильма, мне не хотелось отрываться от своей работы. Но мне из комитета продолжали присылать картины и опять просили принять участие в отборе фильма-кандидата на премию. Тогда в 2009 году я написал второе заявление, по другой причине — я решил не участвовать в «оскаровской комиссии», потому что, на мой взгляд, сейчас она не представляет кинематографическую общественность России и не отражает ситуацию в кинематографе.
На данный момент уже четко определилась двойственность кинематографической ситуации в России. У нас две национальных киноакадемии: «Ника», которая образовалась почти двадцать пять лет назад, и «Золотой орел», которому восемь лет. Честно говоря, создание второй национальной академии стало началом раскола, который с годами только усилился и привел к образованию еще одного киносоюза. Кроме того, существуют также кинематографические гильдии, состоящие из действующих профессионалов киноиндустрии. Я убежден, что в «оскаровский комитет» России должны входить, во-первых, представители двух киноакадемий, во-вторых, двух киносоюзов, и, наконец, представители всех гильдий. Только в этом случае комитет может выражать абсолютное мнение кинематографической общественности. Не надо забывать, что этот комитет еще должен быть признан Американской Академией как легитимный орган.
Мне кажется, процесс выборов членов оскаровского комитета, как и выбор фильма-претендента на премию «Оскар» от России, должен быть демократическим, и более точно отражать ситуацию в российском кинематографе.
Несмотря на то, что в России за последний год вышло на экраны около 80 кинолент отечественного производства, быть удостоенных чести выдвигаться на премию за лучший фильм на иностранном языке могут лишь четыре картины. Это «Мишень» Александра Зельдовича, «Елена» Андрея Звягинцева и «Цитадель» Михалкова. Формально в этот список еще может попасть лента Александра Котта «Брестская крепость», вышедший на экраны в ноябре 2010 года. Поскольку фильм снят усилиями кинематографистов Союзного государства, то, скорее всего, право на выдвижение оставили Белоруссии, так так лента создавалась на производственно-технической базе «Белорусьфильма».
По правилам выдвижения лент на соискание премии «Оскар» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке», картина должна выйти в напрокат на родной территории с 1 октября предыдущего до 29 сентября текущего года. По этому признаку на выдвижение может претендовать лента Андрея Звягинцева «Елена», поскольку ее выход в кинопрокат запланирован на 29 сентября. При том, что картина была в шорт-листе комитета, чем вызвано решение не включать картину, получивших специальное упоминание жюри Каннского кинофестиваля и представлявшую Россию в программе «Особый взгляд», непонятно.
Фильм Александра Сокурова «Фауст» не мог бы претендовать на выдвижение от России хотя бы на том основании, что он снят на языке не той страны, от которой производится выдвижение. Ведь русская речь в картине звучит лишь в одной сцене, а это противоречит регламенту.
Выходит,что другого выбора у комитета и не было, если не брать во внимание «Елену». Но возглавляющий комитет Владимир Меньшов воспротивился и отказался подписывать протокол заседания на том основании, что посчитал «это решение несправедливым, так как прокатная судьба картины и отзывы критиков не доказывают ее состоятельности»» Фильм Михалкова получил на голосовании комитета большинство голосов.
По словам Игоря Толстунова, который прокомментировал нам решение комитета, Россия могла бы и не выдвигать ни одного фильма на «Оскар», и это не повлекло бы за собой никаких санкций, но это уже скорее вопрос престижа.
Будут ли пересмотрены результаты голосования, выяснится в ближайшие дни.
// Настоящее кино