В конце каждого уходящего года крупнейшие голливудские студии подсчитывают свои доходы от зарубежного проката. Год 2011 принес мейджорам приятную новость: американское кино за рубежом взяло планку еще одного рекорда по сборам.В 2010 году зарубежный бокс-офис наполнил кошельки кинематографистов суммой в 12.7 млрд $, а в 2011 прибыль составила уже 13.6 млрд $, то есть, прирост составил 7% к прошлогоднему результату. В общем и целом итог достаточно скромный, однако рекорд есть рекорд, учитывая, что в этом году не было «Аватара» с его почти полуторамиллиардными сборами по всему миру.
По словам президента департамента зарубежной дистрибуции студии Warner Bros. Вероники Кван-Рубинек, изрядную часть общей касса принесли фильмы, выпущенные в формате 3D, все еще не потерявшие своей привлекательности для зарубежных зрителей. Более того, из десяти самых кассовых фильмов 2011 году шесть прокатывались именно в трехмерном варианте. Самым экономически успешным 3D-фильмом в этом году стала вторая часть заключительной истории о юном волшебнике Гарри Поттере. «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть вторая», 54% общей прибыли которого составили как раз билеты за «объемные» сеансы. В общем же лента принесла своим создателям 953 млн $. Оцененные зрителями в 771 млн $ «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» оказались в этом плане еще серьезнее: преобладание 3D в иностранном прокате картины — 74%. Из принимающих стран самый большой прирост показал Китай: в этом году жители Поднебесной, имея в своем распоряжении более трех тысяч 3D-кинотеатров, принесли в копилку той же студии Paramount 303 млн $, а сборы фильмов от Warner Bros. исчисляются почти 2 млрд $. И это при том, что в Китае по-прежнему действуют ограничения на количество иностранных фильмов, прокатывающихся в стране (20 лент в год).
Первое место в этом году принадлежит студии Paramount, зарубежные сборы которой впервые в истории перешли отметку в 3 млрд $, а точнее — 3,19 млрд $. Таким образом мейджор превысил собственный же рекорд, установленный в 2008 году, на 56%, а собственные достижения за 2010 г. увеличил на 60%. Помимо уже упоминавшихся «Трансформеров» студия выпустила в свет сиквел мультфильма «Кунг фу панда», принесший своим авторам 501 млн $, а также кинокомиксы «Тор» и «Первый Мститель», взявшие 268 и 192 миллионов долларов США соответственно. До сих пор продолжается победоносное шествие картины Брэда Берда «Миссия Невыполнима: Протокол Фантом», сборы которой предположительно могут составить 201 миллионов долларов до боя курантов, да и «Кот в сапогах» еще не устал размахивать шпагой, намереваясь заработать около $260 млн к концу этой недели.
Что касается Warner Bros., в прошлом году возглавлявших список, то в этом году студия уверенно занимает второе место, собрав со всего мира сумму, равную 2,860 млрд $, что всего на 2% меньше, чем в 2010 году. Помимо последнего «Гарри Поттера» самыми кассовыми проектами «Уорнеров» оказались «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (330 млн $), «Пункт назначения 5» (120 млн $) и «Зеленый Фонарь» (118 млн $). В самом разгаре прокат сиквела «Шерлока Холмса» Гая Ричи, уже добавившего в свою копилку 88 млн долларов США.
Третье место в списке занимает студия Disney, фильмы которой в уходящем году принесли Мышиному дому 2,2 млрд $, что на 5% хуже прошлогоднего показателя, ставшего для мейджора рекордным. Главным фильмом «Диснея» стали, разумеется, четвертые «Пираты Карибского моря», отхватившие куш в 802,6 млн $, более чем троекратно превысив домашние сборы. Другой проект студии, мультфильм «Тачки 2», собрал 368,3 млн $.
На четвертой позиции находится 20th Century Fox, которая при отсутствии «Аватара» в виде флагмана, все-таки собрала по всему миру 2,150 млрд (в прошлом году международный бокс-офис студии был равен 2,92 млрд). 343,9 млн $ мейджору принес мультфильм «Рио», $306 млн — «Восстание планеты обезьян», а 222,5 млн $ — лента Даррена Аронофски «Черный лебедь».
Студия Sony смогла похвастаться в этом году 1,830 млрд $ мировых сборов, причем ведущим проектом мейджора оказались «Смурфики»: похождения синих гномиков заработали 416,6 млн $. «Приключения Тинтина: Тайна единорога» к началу домашнего проката, то есть, к 21 декабря, накопили 265 млн $. «Турист» с Джонни Деппом взял 221,1 миллиона долларов США.
Студия Universal насчитала 1,3 млрд $ интернациональной кассы, что на 9% больше, чем было в прошлом году. Лидером проката стал «Форсаж 5» Джастина Лина, отхвативший 419 млн $. «Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка» уверенно набрал 145 млн $, а комедия «Девичник в Вегасе» была оценена зрителями на 119 млн $, что для комедий не слишком-то характерно.
На последнем месте расположилась студия Summit Entertainment, набравшая в 2011 г. всего лишь 753,7 млн $, причем больше половины кассы — 410 млн $ — им принесли вампиры и оборотни из фильма «Сумерки. Сага. Рассвет — часть 1». Триумфатор Каннского фестиваля, лента Терренса Малика «Древо жизни» стала второй среди лучших проектов Summit, принеся им 48 миллиона долларов.
Любопытно, что в 2011 году увеличились показатели студий, работающих с локальной кинопродукцией. Особенным успехом в этой области может похвастаться Universal, выпустивший в России «Служебный роман. Наше время» и Sony/WDSSPR, прокатчик картины «Высоцкий. Спасибо, что живой». Эти ленты собрали кассу в 12 и 27 миллионов долларов соответственно.
Список самых кассовых фильмов 2011 г. в рамках международного проката выглядит следующим образом:
№ |
фильм |
студия |
межд. (млн $) |
США-Канада (млн $) |
1. |
«Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть вторая» |
WB |
953 |
381 |
2. |
«Пираты Карибского моря: На странных берегах» |
WDS |
802,6 |
241,1 |
3. |
«Трансформеры 3: Темная сторона Луны» |
Par. |
771 |
352,4 |
4. |
«Кунг фу панда 2» |
Par. |
501 |
165,3 |
5. |
«Форсаж 5» |
Uni. |
419 |
267,7 |
6. |
«Смурфики» |
SP |
416,6 |
142,6 |
7. |
«Сумерки. Сага. Рассвет — часть 1» |
SE |
410 |
267,7 |
8. |
«Тачки 2» |
WDS |
368,3 |
191,5 |
9. |
«Рио» |
Fox |
343 |
143,6 |
10. |
«Восстание планеты обезьян» |
Fox |
306 |
176,7 |
Сокращения: WB — Warner Bros., WDS — Walt Disney studios, Par. — Paramount pictures, Uni. — Universal studios, SP — Sony Pictures, SE — Summit Entertainment, Fox — 20th Century Fox
// Настоящее кино