Министерство культуры Российской Федерации семимильными шагами движется к реформе отечественного кинематографа. Помимо возможности введения квот на российские фильмы, о чем речь шла пару дней назад, Владимир в Минкульте решили подготовить список тем для кино, отвечающих интересам государства, а также разобраться с тем, откуда брать и как тратить госсредства, выделяемые на развитие индустрии.Государство будет поддерживать российских кинематографистов и в будущем году, это ни для кого не новость. Однако, в 2013-м финансирование будет осуществляться в том случае, если та или иная кинокомпания намеревается снимать фильм, соответствующий хотя бы одной из двенадцати тем, входящих в сформированный министерством с учетом запросов общества перечень. Речь идет, разумеется, о патриотических картинах, но это — в общем, а в частности список состоит из следующих приоритетных направлений:
- «Россия - многонациональная страна»;
- «История страны как духовный капитал будущего;
- «Военная слава России: победы и победители»;
- «Люди долга: живая память войны в Афганистане»;
- «Народная война: малоизвестные, яркие и драматичные страницы истории Великой Отечественной»;
- «Современные истории успеха. Сюжеты, способные вдохновить»;
- «Общество без границ: о жизни и подвиге самореализации людей с ограниченными возможностями»;
- «Вечные ценности как основа национального культурного кода: семья, традиция, любовь и верность»;
- «Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью и террором»;
- «Научная, изобретательская и производственная деятельность как общественное служение и путь к самореализации»;
- «Новая жизнь классики: золотой век русской литературы в кино»;
- «Памятные даты: к 400-летию окончания Смуты; к 400-летию дома Романовых».
Возникает резонный вопрос: откуда взялись именно эти темы, на основании чего Минкульт остановил свой выбор именно на них? Как выясняется, в течение всего 2012 года компания Romir Movie Research занималась тем, что измеряла уровень лояльности наших кинозрителей к фильмам самой разнообразной тематики, опрашивала этих самых зрителей, а также простых прохожих на улице и участников фокус-групп, созданных специально для этих целей. В результате выяснилось, что наиболее популярными темами среди тех, кто смотрит кино, оказались «Семья и брак, любовь и верность, рождение и воспитание детей», «Культура и искусство», «Культура народов России», «Экранизация литературных произведений и сказок». Результаты опроса были учтены, но более конкретизированы и, как говорится, расширены и углублены.
Всего на отечественную кинопродукцию Министерство культуры РФ планирует выделить 5,3 млрд рублей, и по этому поводу в минувший понедельник вице-премьер Владислав Сурков созвал совещание, в котором приняли участие ведущие российские продюсеры и руководство Минкульта и Фонда кино. Темой совещания стало то, как в дальнейшем будет протекать реформа нашего кинематографа.
5,3 млрд рублей будут разделены между Фондом кино и Минкультом так, что фонду достанутся 3 млрд, а оставшимися деньгами будет распоряжаться ведомство Владимира Мединского. Министерство, как и раньше, будет курировать практически отсутствующее детское кино, документальное и авторское, а также поддерживать фестивали и кинофорумы, а его новой задачей станет субсидирование картин, отвечающих государственным интересам. Средства же, выделенные фонду, будут поделены еще раз: две трети уйдут на безвозмездное финансирование фильмов лидирующих студий и независимых картин, а вот миллиард рублей тем, кому пойдут эти деньги, придется возвращать — либо с условием стопроцентного возврата, либо же возврата с прибыли в соответствии с долей участия фонда в том или ином проекте; также эти деньги могут быть потрачены чисто на печать копий фильма и его продвижение.
Отличие от прежней схемы состоит в том, что раньше фонд не только поддерживал студии-лидеры при условии, что госсредства составляют не более 70% бюджета картины, но и давал деньги на «социально значимое» кино и полнометражную анимацию. Теперь же упор будет делаться на фильмы, обладающие так называемым зрительским потенциалом. Кроме того, проекты, финансирующиеся на безвозвратной основе, отныне будут проходить через экспертный совет Фонда кино и утверждаться либо не утверждаться в попечительском совете фонда, а также направляться для ознакомления в Министерство культуры.
Помимо всего вышеперечисленного одним из итогов совещания, проведенного вице-премьером, стало то, что ни о каком квотировании пока что речи идти не будет и увеличения доли отечественных картин в прокате будут добиваться только экономическими методами.
Несомненно, компания Romir Movie Research высокопрофессионально провела опрос, вот только в нем, наверняка, отсутствовал вопрос, который бы сделал этот список совсем иным: «Готовы ли Вы купить на фильм выбранной тематики билет в кино, сколько раз в год, и сколько вы готовы за это заплатить?». Это бы многое расставило по своим местам.
// Настоящее кино