Независимый кинопроект «28 панфиловцев», рассказывающий об одном из ярких эпизодов Великой Отечественной войны, медленно, но верно движется к реализации. Продюсер картины Андрей Шальопа месяц назад открыл сбор средств на краудфандинговом ресурсе Boomstarter, и сегодня ему есть что сообщить всем, кто вложил свои средства в производство этого фильма.
К настоящему моменту почти четыре тысячи пользователей ресурса собрали в общей сложности более трех миллионов рублей. Конечно, это далеко не всё, что требуется для запуска картины (заявленный бюджет по меркам большого кино весьма невелик и составляет всего $2 млн), но это позволит авторам начать съемки для того, чтобы через несколько месяцев им было чем отчитаться за потраченные средства и предъявить результаты тем, кто уже внес свою лепту в бюджет, а также тем, кто еще не принял решение по этому поводу.
Андрей Шальопа пытается реализовать проект «28 панфиловцев» уже не первый год. Для него это не только историческое событие, но и красивая легенда, перекликающаяся с подвигом царя Леонида и его воинов в Фермопилах, отраженная в полумифических историях о трехстах спартанцах. Изначально, по словам продюсера, ему хотелось снять что-то вроде кинокомикса, стилистически схожего с «Городом грехов», но по мере развития идеи становилось понятно, что нужно искать какой-то другой метод. Выход «300 спартанцев»Зака Снайдера заставил его снова задуматься о том, как можно было бы показать историю панфиловцев, оставаясь в историческом контексте, но при этом используя более популярный среди зрителей стиль.
— В них есть такая античная героика, она с комиксовой стилистикой не слишком вяжется, — рассказывает Шальопа. — Знаете, вот есть фильм «Они сражались за Родину». Он тяжелый и великий. Есть «Белое солнце пустыни». Оно тоже тяжелое, конечно, но его можно смотреть сколько угодно раз. А есть совсем другое — «300 спартанцев» Зака Снайдера. И вот я пытался придумать что-то, что бы могло эти три точки объединить.
Путь «28 панфиловцев» к зрителю оказался тернист: изначально планировалось, что фильм выйдет к 16 ноября 2011 года, к юбилею подвига панфиловцев, но попытки запустить проект никак не могли увенчаться успехом.
— Когда сценарий был только написан — я был уверен, что найду государственную поддержку. Или хотя бы какую-то — обращался и в коммерческие структуры. Но мне говорили, что тема войны сейчас зрителю не интересна и не окупается — вон даже Михалков провалился. Тогда я уже стал обращаться в Минкульт — отправлял сценарий, звонил. Мне достаточно быстро ответили: да, ваш проект под все определения социально значимого кино подпадает. Дождитесь — дело летом было, — осенью объявим конкурс. Но конкурса не было — во всяком случае, я заходил на сайт, проверял, его никак не объявляли. Потом пытался выйти на канал «Звезда»: посылал им сценарий по почте, потом еще передавал руководству канала его через общих знакомых. И опять ответили: да, у вас очень любопытный проект, мы с вами обязательно свяжемся. Наконец, у нас же есть такой Фонд поддержки патриотического кино — я и с ними выходил на связь. Там дали вовсе изумительный ответ: «Мы не поддерживаем внешние проекты». Как, говорю, какие внешние? Я же внутренний! Они помялись-помялись и снова отправили в Минкульт. Ну и опять — ждите конкурса. Я проверял регулярно, заходил на сайт, смотрел новости. Не видел никаких объявлений — может, прошлой осенью, например, он был уже, но я в тот момент уже не следил.
Для привлечения внимания к проекту Шальопа выпустил тизер, а после того, как стало ясно, что хоть малую толику интереса кино все-таки сумело вызвать, он обратился к краудфандингу и выложил материалы на сайте Boomstarter. Понимая, что собранная на данный момент сумма отнюдь не покроет всех издержек, связанных с производством, продюсер, тем не менее, уверяет, что к зиме в любом случае начнет работу над фильмом, чтобы успеть выпустить его к ноябрю 2014 года. Шальопа не намерен работать ни с инвесторами, ни с продюсерами, которые непременно станут диктовать свои условия, а рассчитывает исключительно на собственные силы и средства, пополняя бюджет картины с помощью будущих зрителей, которым небезразлична судьба проекта.