Подвел свои итоги 24 фестиваль документального кино «Россия», проходивший в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле с 1 по 5 октября. Конкурсная программа была составлена из 31 картины (глава отборочной комиссии — Андрей Шемякин, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России); судило ее жюри в составе: историк документального кино Лилиана Малькова, музыкант Владимир Шахрин, режиссеры Шухрат Махмудов, Александра Стреляная и Владимир Меньшов (председатель).Главный приз достался Наталии Гугуевой за картину «Кто такой этот Кустурица?» — полуторачасовой портрет великого режиссера и замечательного музыканта, столь любимого на российских просторах. Награда за лучший полнометражный фильм — у Виктора Лисаковича за кропотливую работу с хроникой и глубокий исторический анализ, вылившиеся в ленту «Мы не подписывали договора в Версале». Она посвящена Парижской мирной конференции, которая подвела черту под Первой мировой войной, но на которую Россию по целому ряду причин отказались в 1919 году позвать. Лучшим короткометражным фильмом названо «Тепло» Виктора Аслюка, показывавшее работу белорусской фабрики по производству валенок.
Специальный приз жюри был присужден Дмитрию Тихомирову за «Умёт» — рассказ о работе нескольких кафешек, обслуживающих на трассе дальнобойщиков. Анна Рубцова, снявшая монолог забавного мужичка, некогда повстречавшегося с инопланетянами, награждена призом за лучший дебют («Контактёры»). Лучший оператор фестиваля — Кристина Серейкайте, запечатлевшая «Дзукийского быка», живущего вдали от городской суеты силача Йонаса (реж. Линас Микута). Кроме того жюри настояло на вручении — вне регламента — приза и за лучшую режиссуру (который на фестивале отсутствует, так как лучшим режиссером традиционно считается автор лучшего фильма). Посчастливилось таким образом Анне Шишовой, запечатлевшей для вечности «Катю» — девушку трудной судьбы, отправившуюся в Индию улучшать свою карму.
Кроме того на церемонии закрытия были вручены многочисленные общественные призы, из которых следует выделить приз зрительских симпатий, доставшийся ленте Насти Тарасовой «Линар» — о мальчике, которому пересадили искусственное сердце. По две дополнительные награды получили уже упомянутые «Контактёры» (включая приз кинопрессы) и «Мы не подписывали договора в Версале».
// Настоящее кино