Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин при поддержке известных деятелей российской культуры, среди которых Александр Сокуров, Олег Басилашвили и Сергей Сельянов, обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой вернуть права на «золотую коллекцию» в собственность петербургской киностудии.
В настоящее время классические ленты, снятые на «Ленфильме» до 1992 года, такие, как «Полосатый рейс», «Человек-амфибия» и «Двадцать дней без войны», находятся в распоряжении Госфильмофонда РФ. Пичугин напоминает о том, что согласно плану правительства, утвержденному в 2012 году, одним из ключевых этапов возрождения «Ленфильма» должна стать передача ему прав на собственные кинокартины. Однако на дворе уже лето 2014-го, а воз и ныне там.
Позицию Эдуарда Пичугина поддерживают народный артист СССР Олег Басилашвили, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита, режиссеры Алексей Герман-мл. и Александр Сокуров, и другие деятели отечественного киноискусства.
— Мне кажется, было бы неплохо, если бы часть средств, идущая от демонстрации фильмов на телевидении, шла на реконструкцию и реставрацию студии, — цитируют Олега Басилашвили «Известия». — Прибыль «Мосфильма» от продажи прав на свою коллекцию позволила Карену Шахназарову отстроить помещение, которому завидует даже Голливуд. Почему бы «Ленфильму» не стать таким же успешным?
Сергей Сельянов заявляет, что выйдет из состава совета директоров киностудии, если фильмы не вернутся в родные стены, поскольку продюсер давал согласие на членство в совете «только при условии, что доходы от коллекции будут поступать в студию».
— Без внебюджетных поступлений развитие чрезвычайно затруднено, — продолжает Сельянов. — Конечно, кредит нам помог, но нужно помнить, что тратить кредитные средства надо очень осторожно и они вряд ли помогут восстановить студию.
Однако директор Госфильмофонда Николай Бородачев не торопится возвращать «Ленфильму» права на его же собственные ленты:
— Мы государственная организация, и чтобы хоть как-то помочь частной студии — а «Ленфильм» является акционерным обществом, — я каждый раз должен объявлять тендер, — объясняет Бородачев.
Ситуация с «Ленфильмом» остается по-прежнему непонятной: решение правительства страны не исполняется по каким-то очень уж невнятным причинам, среди которых даже имеется заверение, что правительство никогда не утверждало плана по передаче прав на коллекцию киностудии. Как этот конфликт разрешится, предугадать сложно, а еще сложнее предсказать, когда именно это случится. Однако в этой ситуации остается непонятным другое: для чего существует Министерство культуры, если всё равно по всем вопросам приходится обращаться на самый верх?