Продюсер Александр Роднянский, ныне пребывающий во Владивостоке на кинофестивале «Меридианы Тихого» в качестве председателя основного жюри, в частной беседе с корреспондентом «Настоящего кино» сообщил о своём решении перенести прокат фильма «Левиафан» с января на ноябрь текущего года. Это не отменяет лимитированных сентябрьских показов, необходимых для того, чтобы картина имела право быть выдвинутой от России на соискание «Оскара».
Хотя ещё вопрос, светит ли «Левиафану» «Оскар» даже в самой отдалённой перспективе. Роднянский уверен, что у работы Андрея Звягинцева есть очень хорошие шансы на попадание в итоговую пятёрку номинантов на звание лучшего иноязычного фильма 2014-го года, есть шансы и на победу. Но путь к заветной цели кинематографистам может преградить политика: «Левиафан» — картина острая, даже более чем. В сценарии, отмеченном премией на Каннском кинофестивале, Звягинцев со своим соавтором Олегом Негиным нападают на саму основу российской государственности. И на власть — в лице коррумпированного мэра провинциального городка, в связке с органами правопорядка управляющего человеческими судьбами. И на церковь, которая одобряет все его (зачастую преступные) действия, неустанно напоминая, что «вся власть — от Бога».
В условиях, когда над российским кино всё отчётливее нависает цензура, этого может хватить для того, чтобы отказать фильму даже в намёке на «Оскар». Тем более что среди претендентов на заветное место имеется, например, «Географ глобус пропил» Александра Велединского — тоже очень хорошая картина, тоже в чём-то острая, но при этом куда как более «щадящая» в политическом смысле. И вполне «благонадёжная» с точки зрения непосредственно кино: лучший фильм по версии «Ники» и «Белого слона», победитель прошлогоднего «Кинотавра» (возглавляемого тем же самым Роднянским). Так что если от России выдвинут «Географа», никто не сможет доказать, что решение было «политическим».
Кстати, председатель российской «оскаровской комиссии» Владимир Меньшов сейчас тоже во Владивостоке — с этого года он возглавляет «Меридианы Тихого» в качестве президента фестиваля.
Следует также заметить, что перенос «Левиафана» на ноябрь может быть связан с шумихой, которая наверняка развернётся вокруг призов другой Киноакадемии — не Американской, а Европейской, которая не нуждается в сторонних «подсказках» и сама определяет своих номинантов. Их список будет оглашён как раз в первых числах ноября. И учитывая внешние обстоятельства, у Звягинцева с его критикой российской власти и здесь есть все шансы на весомый успех.
// Настоящее кино