Американская академия кинематографических искусств и наук всерьез рассматривает возможность возвращения к прежней системе определения победителей в категории «Лучший фильм», когда номинантов было всего пять. Напомним, что в настоящее время число претендентов на звание самого-самого может достигать десяти.Представители киноакадемии пока никак не комментируют имеющуюся информацию, ограничиваясь лишь заявлениями о том, что академики соберутся и обсудят надлежащим образом всё, что касается «Оскаров» в целом, в том числе голосования и телевещание. А имеющаяся информация, между тем, такова. Значительная часть «верхушки» академии полагает, что слишком большое количество номинантов в главной оскаровской категории размывает престиж этой самой категории, да и количество зрителей, следящих за церемонией вручения «Оскаров» по ТВ, не сказать чтобы сильно выросло. Более того: в этом году количество зрителей упало на 15%, и есть сведения, что та же самая «верхушка» академии очень негодовала по поводу как продолжительности, так и качества церемонии. Опасаясь дальнейшего падения рейтингов церемонии, к сторонникам сокращения числа номинантов до пяти могут присоединиться и другие академики.
Увеличение числа номинантов в категории «Лучший фильм» случилось в 2009 году, после того, как «Темный рыцарь» Кристофера Нолана не попал в главный список: именно тогда заговорили о том, что пять — это слишком мало, надо бы раздобыть ведро побольше, чтобы охватывать действительно разное, а не только актуальное и конъюнктурное кино. Но, как показала практика, вместо того, чтобы включать в число номинантов еще и блокбастеры, академики то и дело пытались впихнуть в промежуток между цифрами «5» и «10» как можно больше, скажем так, немассовых фильмов. «Оскары» этого года являются неплохой иллюстрацией к этой нехитрой мысли: из восьми кандидатов в лучшие из лучших только «Снайпер» Клинта Иствуда не попадал под и без того размытое определение «кино не для всех». Академики упорно голосовали и продолжают голосовать за арт-картины. Да и кассовые сборы фильмов-номинантов за последние шесть лет показывают, что попытка оскаровского комитета расширить поле деятельности и охватить массовые блокбастеры, по большому счету, провалилась: если в 2010 году, когда число номинантов впервые превысило пять, общие сборы кандидатов на звание лучшего фильма составляли приблизительно $4,7 млрд (не в последнюю очередь благодаря «Аватару»), то в этом году совместный бокс-офис номинантов составил чуть меньше миллиарда долларов.
Но есть и сторонники сохранения существующей практики. Противники «ретроградов» полагают, что именно расширение числа номинантов позволяет фильмам типа «Снайпера» и «Невидимой стороны» не только получить дополнительную зрительскую аудиторию, но и в принципе претендовать на «Оскар»: дескать, при наличии всего пяти мест в номинации картинам такого типа ничего бы не светило.
// Настоящее кино