Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предлагает Министерству культуры и Министерству экономического развития пересмотреть систему налогообложения кинопроката, а точнее — взыскивать с продажи билетов налог на добавленную стоимость.— Надо посмотреть на систему налогообложения, в том числе по билетам, может быть, можно ее где-то изменить, и если это получится, то, возможно, какую-то часть денег направить на развитие отечественного кино, — заявляет премьер. — Посмотрите вместе с Минэкономразвития, включая вопросы взыскания НДС на различную продукцию. Это может стать одним из источников развития.
В настоящий момент билеты в кино освобождены от НДС. По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, изначально это было сделано для того, чтобы поддерживать не только зрителей, посещающих кинотеатры, но и собственно отечественный кинематограф. Но Дмитрий Медведев полагает, что льготы в таком случае должны полагаться именно российским фильмам, а не произведенным за рубежом. При этом он отмечает, что вовсе не предлагает полностью отказаться от иностранного кино в пользу российского; в данном случае о пресловутом импортозамещении речи не идет.
Источники сообщают, что вопрос обложения билетов в кино НДС был поднят после того, как Медведев пообщался с продюсерами фильмов «Битва за Севастополь» и «Территория». Наталья Мокрицкая, в частности, отметила успешный опыт Польши в этом вопросе:
— Они платят с билетов налог, и он возвращается, и их киноинститут именно на эти деньги и существует.
Идея Дмитрия Медведева пришлась по душе и руководителю «Мосфильма» Карену Шахназарову, который заметил, что при отсутствии НДС на билеты Россия в известном смысле спонсирует иностранное кино.
Чем эта идея, как и предложение о введении квот на иностранное кино, опасна даже не для иностранного кино, а для отечественного кинопроката? Тем, что это, по сути, очередной гвоздь в крышку гроба. Одним из первых последствий обложения билетов НДС станет повышение цен на эти самые билеты, которые и сейчас-то не слишком веселят зрительские кошельки. Соответственно, покупательская способность населения снизится, и люди попросту станут реже ходить в кинотеатры (все же помнят о том, что кризис — он сейчас, и экономят люди тоже уже сейчас, в том числе и на развлечениях?). И убытки кинотеатров становятся практически неизбежны.
Говорить о том, куда именно станут ходить люди, чтобы смотреть кино, ни к чему: об этом кинопроизводители кино и так трубят на всех углах. Но почему-то думают, что если поставят зрителя в ситуацию «повысим цены на билеты, ограничим процент иностранного (читай — «интересующего публику») кино и закроем торренты», то таким образом заставят его (зрителя) веселою гурьбой нестись на отечественные фильмы. Законотворцы упорно не желают замечать очевидный факт: репутация российского кинематографа все еще слишком неприглядна для того, чтобы среднестатистический зритель предпочел условную «Любовь-морковь 8» условным же «Мстителям». Довольно утомляет из раза в раз повторять одно и то же: если вы хотите, чтобы зрители, делая выбор между нашим и не нашим, предпочли наше, это самое «наше» должно быть как минимум не хуже зарубежного.
// Настоящее кино