Под благовидным предлогом борьбы с пиратством в Интернете, ведомство Владимира Мединского решило заработать на всех фильмах, которые только можно посмотреть на территории России, а заодно и перекрыть возможность неугодному кино найти своего зрителя в Интернете.Отныне любой фильм, который демонстрируется на территории Российской федерации не только в кинотеатрах, но и любыми техническими способами: путем просмотра в онлайн-кинотеатрах (потоковое видео и видео по запросу), на материальных носителях и, в расплывчатой формулировке министерства «другими способами», должен иметь прокатное удостоверение. Исключение сделано для телеканалов и сайтов телеканалов, для фильмов, созданных специально для показа по телевидению, а также для онлайн-магазинов, продающих фильмы.
Причем, прокатное удостоверение потребуется не только новым фильмам (для показа в онлайн-сервисах фильмов с существующим удостоверением нужно будет лишь обратиться в Минкульт для внесения изменений в реестр). Удостоверения потребуются и старым кинокартинам, которые составляют до 90% каталога онлайн-кинотеатров. Тут стоит напомнить, что пошлина за выдачу прокатного удостоверения составляет 3500 рублей, а значит правообладателям придется раскошелиться на крупные суммы, чтобы на фильмы, снятые за всю историю кинематографа, размещенные в каталогах онлайн-кинотеатров просто за компанию, получить заветные учетные номера и возрастной ценз. В Министерстве культуры на это уйдет немало человеко-часов — фильмы нужно отсмотреть, получить все документы от правообладателей (а сделать это обязаны в министерстве в течение десяти дней со дня регистрации заявления. К тому же непонятно, кто должен платить за фильмы, которые уже получили статус «public domain», поскольку прокатное удостоверение могут получать не только обладатели исключительного права на контент и существует понятие неисключительного права.
К тому же непонятно, как нововведение Минкульта согласуется с Гражданским кодексом, ведь прокатные удостоверения требуются для публичной демонстрации фильма, а, согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ, публичной является демонстрация произведения с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Выходит, что демонстрация фильма в онлайн-кинотеатрах не подпадает под это определение, поскольку, как правило, единовременный просмотр осуществляется узким кругом лиц.
Так или иначе, скорее всего, в ближайшее время или количество фильмов, которые можно будет смотреть в легальных сервисах резко сократится, а Министерство Культуры не только получит на свои счета поток незапланированных денежных средств, но и дополнительные рычаги регулирования (читай «цензуры») кинопроизведений. Так, в 2014 году Министерством Культуры была введена административная ответственность за публичную демонстрацию фильмов, не имеющих прокатных удостоверений, на фестивалях и в киноклубах. Тогда же было введено правило, согласно которому фильм, который содержит нецензурную брань, может получить прокатное удостоверение только на прокат фильма на материальном носителе. Последний пункт, в частности, поставил крест на возможности выхода в прокат фильма «Комбинат Надежда» Натальи Мещаниновой, а фильмы Василия Сигарева «Страна ОЗ» и Валерии Гай Германики «Да и Да», пришлось переозвучивать и заменять значительную часть текстов стыдливыми запикиваниями. Хотя в стране цензура запрещена конституцией, список «незензурных» слов в Министерстве культуры имеется.
В начале 2015 года перечень причин, по которым фильм мог лишиться права публичного показа был расширен. Отказ в выдаче прокатного удостоверения мог последовать, если фильм «если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности; содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости; если в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье».
В числе прочего, Минкульт наделил себя правом регулировать даты выхода в прокат фильмов, взяв на себя функции регулятора рынка. Результатом этого стал перенос даты проката фильма «Салют-7. История одного подвига» на осень, который должен был выходить на экраны почти одновременно с лентой «Время первых», но никто их продюсеров не желал уступать. Под давлением Минкульта переносятся и даты выхода на экраны голливудских релизов.
По всей видимости, нынешний шаг по расширению списка фильмов, которым требуется прокатное удостоверение, не последний. В планах Министерства увеличение размера пошлины за выдачу прокатного удостоверения с 3500 до 5 000 000 рублей. В Минкульте открыли золотую жилу. Кино для государственного учреждения воистину стало важнейшим из искусств. Вот только долго ли в таких условиях кино проживет?
// Настоящее кино