У режиссёра Никиты Михалкова есть «Золотой орёл», а у его бывшего соратника Рустама Ибрагимбекова теперь имеется «Золотая арка»: новая международная кинопремия для картин из стран бывшего СССР, Восточной Европы и Западной Азии.Оставим в стороне вопрос, зачем это надо: в мире кино появилась новая награда, учреждённая Конфедерацией союзов кинематографистов. По словам членов её оргкомитета, «новая премия не ставит целью ни с кем конкурировать и открыта к взаимному сотрудничеству», а также уже получила поддержку ФИПРЕССИ и Европейской киноакадемии. Как говорится в программном заявлении, кинопремия «Восток — Запад. Золотая арка» будет «привлекать внимание к ярким художественным процессам», происходящим на огромной территории между Восточной Европой и Западной Азией; это особенно необходимо в связи с тем, что тутошние «самобытные голоса» «часто остаются в тени более коммерческого, преимущественно англоязычного кинематографа».
Напомним, что пару лет назад с предложением создать аналогичную награду выступил Никита Михалков - но он смотрел шире, намереваясь охватить своим влиянием страны БРИКС, а это Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР. Кинодраматург Рустам Ибрагимбеков - ныне он председатель правления созданной кинопремии - сыграл, как мы видим, на опережение: если у Михалкова дальше анонсов дело пока, кажется, не пошло, то «Золотая арка» имеет уже не только 32 страны-участницы, но и собственных номинантов, а через две недели - 14-го апреля - в Москве и вовсе пройдёт первая церемония награждения.
А ведь некогда они были друзьями: свою дебютную короткометражку - «Спокойный день в конце войны» - Михалков снял именно по его сценарию, а спустя двадцать лет созданные в творческом союзе именно с Ибрагимбековым фильмы - «Урга — территория любви», «Утомлённые солнцем» и примкнувший к ним «Сибирский цирюльник» - принесли режиссёру главнейшие его награды.
Впрочем, номинантов на новообразованную премию все эти тонкости не должны касаться.
В главной категории – «Лучший игровой полнометражный фильм» - здесь пять претендентов: «Вестерн» (реж. Валеска Гризебах, Болгария - Германия - Австрия), «Нелюбовь» (реж. Андрей Звягинцев, Россия), «О теле и душе» (реж. Ильдико Эньеди, Венгрия), «Теснота» (реж. Кантемир Балагов, Россия), «Фокстрот» (реж. Самуэль Маоз, Израиль). У российских картин при этом по пять номинаций, у «Вестерна» и «Фокстрота» - по четыре; их режиссёры соревнуются друг с другом в персональной секции.
Всего в списке тринадцать названий - добавим к уже названным фильмы «Аритмия», «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», «Мешок без дна», «Ноябрь» (Эстония - Нидерланды - Польша), «По ту сторону надежды» (Финляндия), «Поророка» (Румыния - Франция), «Реквием для миссис Джей» (Сербия - Болгария - Республика Македония - Россия - Франция), «Света» (Казахстан).
Председателем отборочной комиссии и арт-директором кинопремии выступил кинокритик Андрей Плахов, в жюри международной премии вошли ведущие специалисты по кинематографу стран Азии и Восточной Европы – двадцать четыре киноведа и кинокритика. В составе правления, в числе прочих, - режиссёры Вадим Абдрашитов, Эльдар Шенгелая и Александр Шейн, сценаристы Мария Зверева и Павел Финн, оператор Игорь Клебанов, киновед Кирилл Разлогов и худрук «Ники» Юлий Гусман, ещё один непримиримый соперник Михалкова.
// Настоящее кино