В день 55-летнего юбилея Андрея Петровича Звягинцева уместно будет напомнить о том, что в этом году издательство «Альпина Паблишер» выпустит книгу «Левиафан. Разбор по косточкам», в основе которой – 30-часовое интервью, взятое у режиссёра Максимом Марковым. Первые главы были опубликованы на сайте «Настоящее кино» ещё три года назад – и освежить их в памяти можно, перейдя по ссылкам на странице фильма.
Здесь же, пользуясь моментом, позволим себе привести короткую цитату – о случаях, когда можно немножко пренебречь реализмом:
- Одним из самых ярких уроков для меня – таких моделей много, но самым ярким – был финал фильма «Жертвоприношение». Вы помните?.. Начинает гореть дом – и вдруг все домочадцы сбегаются на эту заполненную водой поляну. Мало того, через полторы минуты реального времени приезжает «скорая помощь» – за сошедшим с ума господином Александром. Как, извините, это возможно?! Никто ведь не вызывал никакой «скорой помощи»! И главное – кто и каким образом мог бы это сделать? На основании чего? Ведь господин Александр «сошёл с ума» (не для автора, разумеется, а для персонажей) именно потому, что он сжёг дом, а не прежде. А как же ещё?.. Мобильных телефонов тогда не существовало, это 1985-й год, из дома уже не позвонишь… Ну, то есть там подгон, так сказать…
- И об этом никто не задумывается…
- Никому даже в голову не приходит об этом думать!.. Когда я смотрел фильм впервые, всё представлялось совершенно естественным и органичным!.. И только потом, думая об этом, снова увидевши: «Боже мой, откуда здесь «скорая помощь», ну, откуда?!» Потому что так работает условность – она позволяет сжимать время.