Центр социального проектирования «Платформа» представил проведенное в партнерстве с Национальной Медиа Группой (НМГ) исследование отношения аудитории к современному российскому кинематографу, а также влияния российских фильмов на социальную среду.В мировой практике социальное влияние кинематографа уже стало третьим критерием оценки продукции, наравне с общепринятыми метриками — кассовыми сборами и наградами. Производство social impact content (контента, оказывающее целенаправленное влияние на общество) уже занимает значимую долю кинорынка на Западе, но в России пока сталкивается с системными проблемами.
В ходе исследования были опрошены 1327 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением 100 000 человек и более, смотревших российское кино или сериал хотя бы 1 раз за последний год. Выяснилось, что наблюдается позитивная динамика отношения аудитории к российскому кино: 37% опрошенных считают, что качество российских фильмов становится лучше (против 18%, придерживающихся противоположного мнения), 39% за последние два-три года стали смотреть российские фильмы чаще.
46% среди опрошенных сказали, что под влиянием кинематографа задумывались над социальными проблемами, хотели изменить свою жизнь, совершить позитивный поступок. «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных», «Доктор Лиза», «257 причин, чтобы жить» — российские фильмы, наиболее сильно повлиявшие на свою аудиторию. Оказалось, что важнейший водораздел между аудиториями проходит по поколенческому признаку. Молодые зрители, которые также чаще являются аудиторией онлайн-сервисов, настроены в отношении современного кино лучше, чем старшее поколение.
Кадр из фильма «Доктор Лиза»
55% опрошенных считают, что кино как искусство должно воспитывать, влиять на взгляды и ценности аудитории (31% считают, что кино должно развлекать, развивать вкус к искусству, быть самовыражением автора, а не воспитывать мораль). Молодежь выделяет запрос на экологическую тематику, ценности свободы, независимости, разнообразия, гражданские ценности. Старшее поколение – запрос на формирование патриотизма и традиционные ценности: в первую очередь, укрепление семьи. Молодежи в кино ближе дискуссия на остросоциальную тематику. Зрелой аудитории – позитивная повестка, создание образцов для подражания.
Полная версия исследования доступна на сайте «ЦСП Платформа».
// Настоящее кино