Театральное искусство имеет по-настоящему парадоксальные взаимоотношения с течением времени. Устареть театр фактически не может, так как постановки не привязаны ко времени и никак от него зависят: единственными измеримыми характеристиками являются начало постановки и её окончание в течение одного театрального вечера. Спектакль, который прошёл сегодня, в любом случае завтра будет уже другим. Театр не является хранителем прошлого, он играет с ним и обыгрывает его в себе. Позволяя себе своеобразное вторжение в классическую литературу, театр может играть с ней как угодно: поверхностно или на глубинной основе, плоским или, наоборот, остроумным, дружелюбным или агрессивным. Зачем же театралы посягают на классику, меняя её по своему усмотрению?
Современная интерпретация классики: основные моменты
Любая современная интерпретация классических произведений на театральных подмостках вызывает двоякое впечатление: от восторженных отзывов критиков до раздражённого бурчания заядлых любителей классики. Раздражение вызывается больше всего тем, что ряд людей, ожидая увидеть на сцене Шекспира, Верди, Гоголя, на самом деле сталкиваются при постановке с интерпретациями Уилсона, Митчелл, Брука или Чернякова с Серебренниковым.
На восклицание "Это же не Шекспир (кто-то другой)!" всегда есть пара ответов. Первый: "Да, не он, и что теперь?". Второй: "Нет, это именно Шекспир, просто его так видят в постановке". Театральное искусство является уникальным в том плане, что может одновременно включать в себя оба ответа на поставленный выше вопрос. Поговорим немного о том, какие критерии можно принимать во внимание при оценке интерпретаций относительно классической трактовки привычных произведений. Всё дело здесь в том, что из всех видов современного искусства именно театр обладает максимально степенью диалектики, поэтому он способен извлекать положительную энергетику из отрицания современных интерпретаций и из чистой классики.
Настоящее вместо прошлого. Чаще всего заметно самое незначительное, несущественное. К примеру, приходите вы на "Три сестры", а в современной постановке признание в любви Вершининым в смс отправляется. Режет глаз, не правда ли? На самом деле такие моменты характерны для тысяч современных постановок, среди которых есть и гениальные, и откровенно бездарные. При этом качество постановки на самом деле никак не зависит от такого рода современных включений.
Конкретика вместо условного. Любой дискомфорт у зрителя возникает от того, что сделать постановку полностью историчной не получится, пожалуй, ни у одного современного театра ввиду крайней сложности такого момента. Поэтому приходится добавлять ряд современных деталей, которые у одного зрителя вызовут чувство дискомфорта и несправедливости происходящего на сцене, а другого, наоборот, будут радовать свежестью и новизной происходящего.
Действительное вместо законченного. Любые события, описываемые в классической литературе, имеют свой своеобразный срок годности. Вот скажите, в наше время часто сталкиваются люди с понятием сословного деления при любви? А вот у Шиллера это сплошь и рядом, это веяние духа его времени. Нам, современным зрителям, понять это очень сложно, так как происходящее на сцене в классическом трактовании не является признаком нашего времени. Поэтому современные театральные постановки зачастую переделываются под наше время, чтобы зритель понимал происходящее на подсознательном уровне, накладывая проблематику произведения на свои чувства, эмоции, жизненный опыт.
Частное вместо целого. Дефрагментация и разделение общей канвы произведения на большое количество мелочей, чётко взаимосвязанных друг с другом, позволят зрителю легко найти важные для него моменты и принять произведение для себя с учётом особенностей конкретной постановки. Подобный подход часто также ломает устоявшиеся в привычной трактовке произведения причинно-следственные связи, что меняет структуру происходящего и делает его иным, непохожим на классическую вариацию.
Слушайте подкаст "Театральный сезон": рассказываем простым языком про сложное и необычное в современном театре.