Самодельный спирт в нашей стране люди изготавливали еще до революции. А с появлением кинематографа многие режиссеры решили обыграть эту тему, и до сих пор активно используют колоритные бутыли с мутной жидкостью в своих картинах. При этом, как бы не менялось отношение к домашнему алкоголю, он неизменно сохраняет узнаваемый образ, появившийся больше полувека назад.
Пропаганда трезвости
В советский период, когда самогоноварение было наказуемо, кино помогало властям формировать у граждан негативное отношение к пьянству. Самым знаменитым фильмом тех лет является картина Леонида Гайдая «Самогонщики», где режиссер высмеивает подпольщиков и показывает, что производство нелегального спирта чревато серьезными последствиями. В фильме «Свадьба в Малиновке» бутыль «первача» вкладывают в руки разбойников и противников Советской власти. А в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» домашним алкоголем гостей угощает любезная Солоха, которая водит дружбу с нечистой силой и не отличается порядочным поведением.
Продолжение традиций
Россия, взяв курс на капитализм, уже не так остро ставит вопрос порицания горячительных напитков. Напротив, в кино все чаще появляется реклама спиртного, но на первое место выходит водка, которая производится в промышленных масштабах и помогает пополнить бюджет страны. Самогон становится уделом сельских жителей и чаще всего мелькает в комедийных сериалах:
-
«Деревня дураков»;
-
«Каламбур»;
-
«Сваты» и т.д.
На провинциальность напитка указывает и позаимствованный из советского кинематографа образ самогона – большая бутыль с белесоватого цвета жидкостью. Дело в том, что в селах, где на протяжении всего прошлого века перегонку делали при помощи подручных средств, процесс дистилляции часто нарушался:
-
несоблюдение температурного режима;
-
нечеткое разделение фракций;
-
примесь сивушных масел и т.д.
Нет ничего удивительного в том, что выгонка имела непривлекательный и узнаваемый оттенок, ставший со временем визитной карточкой «самопалки». Современный дистиллятор спирта, предназначенный для частного использования позволяет получить кристально прозрачный и чистейший напиток с превосходными вкусовыми качествами. Поэтому, несмотря на большой выбор алкогольной продукции, домашний спирт по-прежнему занимает достойное место на семейных застольях. Но введенный некогда советскими режиссерами образ «певоча» стал настолько узнаваемым, что применяется и в современном кинематографе. Сегодня этот напиток неразрывно связан с традициями русского народа и может по праву считаться национальным достоянием.
// Настоящее кино