История существования кино насчитывает более ста лет. Ох, сколько трансформаций за это время прошла индустрия! В первую очередь речь в статье пойдет о женских ролях. Чего только не приходилось актрисам делать для того, чтобы угодить публике: худеть, поправляться, облачаться в латексные наряды и даже полностью обнажаться. Давайте вспомним, какой путь пришлось пройти женским ролям в кино прежде чем мы увидели их в современном виде.Типичная содержанка: очередной стереотип
Вплоть до 60-х годов прошлого века женщины в кино находились в тени мужчин. Девушки не получали главные роли и были лишь фоном, который должен подчеркнуть великолепную актерскую игру мужчин. Затем случилась сексуальная революция и начали зарождаться первые феминистические идеи. Это стало толчком к тому, что женщины стали постепенно выходить из тени мужчин в кино.
Однако абсолютной независимостью в те времена даже не пахло: общество резко негативно относилось к карьеристкам. И у женщин был единственный способ обеспечить себе достойную жизнь: найти богатого мужчину. Не удивительно, что в фильмах тех времен женщин показывали именно такими. Если они и работали где-то, то это были пабы или кабаре.
Чего далеко ходить – взять ту же Мэрилин Монро. Ее смело можно назвать образцом беспечности. Несмотря на довольно внушительную фильмографию, все роли светловолосой красотки однотипные: ветреные девушки без претензии на высокий интеллект, которые стремились к браку по расчету.
Жизнь красотки была богата приключениями – этого не отнять. Отчасти бурная личная жизнь, отношения с известнейшими персонами тех времен только подогревали популярность Монро. То, как она вела себя в реальной жизни, практически полностью совпадало с тем, как Мэрилин выглядела на экране. Для феминисток это стало немалой проблемой: всем своим видом и поведением актриса прямо заявляла, что все женщины – недалекие и меркантильные существа.
Легендарный фильм «Завтрак у Тиффани» немного изменил ситуацию. В образе Холли Голайтли акцент был сделан на таинство красоты. Вместо того, чтобы привлекать мужчин открытым декольте и короткими юбками, костюмеры проекта выбрали закрытые платья и аккуратные украшения. И, надо сказать, это сработало.
Хотя циничность и меркантильность в образе Холи никуда не делась. Она все так же встречалась с богатыми мужчинами и выглядела самой настоящей вертихвосткой. Хотя было в ней определенное обаяние, которого так не хватало Мэрилин.
Красота превыше всего
В 80-90-х годах прошлого века сексуальность не вышла из моды, однако к ней добавился холодный расчет и высокий интеллект. Девушки на экранах таки дали бой мужчинами – с помощью обаяния и ума. При этом героинь смело можно назвать слегка сумасшедшими – иначе как объяснить их смелость, жестокость и абсолютное отсутствие страха?
Культовыми фильмами тех времен стали «Роковое влечение», «Ядовитый плющ» и множество других. Но ярко выделяется среди этих лент «Основной инстинкт» - настоящая легенда, которая сегодня считается одним из самых сексистских фильмов всех времен.
Война так война
Кинематограф конца 90-х ознаменовался новым веянием: женщины-воины. Но не воспринимайте все так буквально, ведь воин – лишь собирательный образ обольстительницы, которая сексуальна, очень умна и физически готова дать отпор врагам даже в самых безвыходных ситуациях.
Из примеров – героини, которых вы наверняка знаете. Зена, Лара Крофт, Женщина-Кошка, Электра и десятки других образов стали в какой-то мере пророческими. Кто же мог подумать, что уже спустя 20 лет женщины будут абсолютно равны с мужчинами?
Исключительность всех этих героинь заключается в следующем: они решились в одиночку дать отпор злу, на что ранее в кинематографе были способны исключительно мужчины. Женщины не сидели в сторонке и не оказывали моральную поддержку супергерою, который пришел наказать всех злодеев. Нет, героини брали ситуацию в свои руки и выходили из нее победительницами.
При этом сексуальность девушек никуда не делась. Режиссеры и костюмеры делают акцент на формах героинь, одевают их в очень откровенную одежду, которая подчеркнет сочную грудь и упругие ягодицы. Как утверждают эксперты женского журнала Samka.co, все дело в очередном стереотипе: якобы женщина должна выглядеть на все 100% в любой ситуации. Скорей всего, именно так оно и было.
Еще один стереотип, который был навязан фильмами того времени – связь между красотой и личными качествами человека. Сексуальные красотки хорошие, а те женщины, которые не следят за собой – преступницы и отбросы общества. И лишь в единицах фильмов это убеждение разрушалось: яркий пример – «Убить Билла».
Секс и только секс
Параллельно с фильмами про женщин-воительниц снимались ленты и про секс. Наиболее сильно акцентировали на этом внимание сериалы: «Друзья», «Секс в большом городе», «Мелроуз Плейс». Они показывали свободу, насколько позволяли те времена, высмеивали стереотипы и многое другое. И до сих пор эти сериалы остаются актуальными, интересными и жизненными.
Но даже в этих новаторских сериалах женщины в результате практически всегда оказывались загнанными в угоду общественным стереотипам. Материнство, домашний очаг, любимые мужья – и ни слова про головокружительные карьеры или «разрыв шаблонов».
А не пора ли пошутить?
Мужской юмор отличается от женского. Но это вовсе не значит, что женщины не умеют шутить или делают это не смешно. Комедии с девушками в главной роли тоже прошли серьезную трансформацию, но даже в начале своего пути они были великолепными. «Блондинка в законе», «Дрянные девчонки», «Шопоголик», «Обещать – не значит жениться» - все эти фильмы вошли в золотой фонд кино и будут популярны еще много лет.
Но есть и негативная сторона медали. Девушки в этих фильмах выставлены глупыми, а мужчины – слабохарактерными бесхребетными существами, которые потакают всем женским капризам и совершенно не имеют своего мнения. И вот в последние годы наконец появился тренд на естественность. Разнообразные образы, характеры, истории, обстоятельства, внешность и фигура – современный кинематограф радует зрителя все новыми и новыми фильмами и сериалами.
Спектр женских шуток тоже значительно расширился. Если ранее «список тем» был весьма ограниченным, то сегодня он не имеет практически никаких рамок. И это здорово, ведь кинематограф однозначно работает на то, чтобы развеять основные гендерные стереотипы и наконец-то «уравнять» женщин с мужчинами.
В современном кинематографе женщина – это не дополнение к мужчине, а самостоятельная единица. Героини кино последних лет летают в космос, становятся политиками и даже спасают мир. И это только начало!
// Настоящее кино