Вышедший на ТНТ комедийный сериал про российскую пенитенциарную систему хочет всем понравиться, но после его просмотра остаётся послевкусие, будто случайно подсмотрел человеческую драму.
Сотрудница ФСИН Алёна Викторовна Неверова (Анна Михалкова) придумала новый способ исправления заключенных. Она искренне верит, что каждый, даже самый отпетый уголовник в глубине души прекрасный и светлый человек. Надо лишь попытаться это в нём рассмотреть. Вот Алёнушка Викторовна и устроила из колонии, в которой она работает, какой-то пионерлагерь: с маршировкой под орущий из динамиков издевательский хит «мы в город изумрудный идём дорогой трудной», со львёнком и черепахой на стенах и даже с картинами в рамах. Только счастье от этой идиллии, похоже, испытывает только она, для остальных подобная «республика ШКИД» смерти подобна.
Разумеется, Неверова рано или поздно должна спуститься с небес на землю. Всё дело в том, что её отцом когда-то был олигарх, владелец финансовых пирамид, продажный капиталист, Виктор Петрович Верхоланцев (Артур Ваха), всю жизнь скрывавшийся то от обманутых инвесторов, то от выплаты алиментов, то от своих родственников. К несчастью он погиб (на него не вовремя упал колокол с крыши построенной им церкви) и оставил после себя наследство в одном из швейцарских банков в виде около пяти миллиардов рублей, но чтобы их получить, надо знать шестнадцатизначный цифрой ключ. А знает его только Алёна Неверова, которая отказалась от этих ворованных, по её мнению, денег. Отрезвление от полётов в облаках приходит к ней в виде четверых обиженных родственников. Вдова Лида (Татьяна Лютаева), дети Костя и Марина (Влад Прохоров и Александра Макарская) и любовница (Наталья Бардо) не побоялись прилететь в колонию, куда-то под Пермью, чтобы узнать код. Алёнушка их принимает, как родных, селит в свой домик, но алчная четвёрка вместо благодарности сжигает хату, думая, что только так Неверова скажет им ключ. Их сажают на два года в подведомственное Алёне Викторовне учреждение, а та и рада: теперь она будет применять на них свою экспериментальную практику, которое состоит из слов «накормить, баньку истопить, а потом уже исправлять». И теперь этим ненавидящим друг друга четверым мажорам предстоит стать частью социального исправления.
Вся проблема комедийного сериала «Исправление и наказание», который сняла известная по клипам группировки «Ленинград» постановщица Анна Пармас, заключается в том, что это смешно только на уровне синопсиса. Но на деле там нет практически ни одной шутки. Всё, что придумали прекрасные сценаристы (над историей старались около десятка классных драматургов), разбивается о простую проблему: решив посмеяться над всеми штампами о тюрьме, создатели сериала сами увязли в этих штампах. Здесь есть всем известные анекдоты: что происходит, когда слабый мальчик остаётся один на один с целой компанией могучих кавказцев, или что бежать из тюрьмы надо обязательно через канализацию, что соблазнить начальника тюрьмы можно с помощью одной сексапильной девушки (даже есть carwash-сцена, которая не работает). За неимением ни одного положительного персонажа, которому мы бы сочувствовали, эти штампы совсем не напоминают комедию.
Даже Неверова, которая заблуждается в своей методике, местами напоминает не наивного медвежонка, а медсестру Милдред Рэтчед из «Пролетая над гнездом кукушки». Стоит только ей задуматься: а не монстр ли она – как тут же находится повод для очередного милого испытания (от слова «пытка» - она реально изводит одну из героинь просмотром «Трёх мушкетёров»).
Из тех, кого хочется пожалеть, выделяется лишь вышедший по УДО Иван в исполнении Тимофея Трибунцева. Он вынужден терпеть все издевательства лишь потому, что Неверова на правах начальника и своего рода шерифа посёлка реально вламывается в его квартиру после того, как её изба сгорела. И Иван, живущий, как все нормальные русские мужики: любитель выпить, посидеть дома в одиночку, спокойно послушать радио – теперь должен выслушивать новые правила общежития. Как произносит одна из героинь, обращаясь к Алёне: «Ты вся в отца, тебе лишь бы людей мучить».