Фамилия Франкенхаймер звучит негромко. Не так громко, как Спилберг, Де Палма, Земекис или Кэмерон. Он не был "автором" в европейском понимании этого слова, но фильмы его отмечены чем-то очень важным - единством взгляда, умением под таким углом посмотреть на реальность, что она волей-неволей превращается в кино.
Его признанным шедевром, фильмом, который навсегда останется в истории кино, справедливо считается "Маньчжурский кандидат" с Фрэнком Синатрой и Лоренсом Харви. Фильм об американских солдатах, воевавших в Корее, попавших в плен и превращенных в убийц-зомби, был снят в 1962 году. Когда в 1963 году один такой зомби убил Джона Кеннеди, дружившего с Франкенхаймером, фильм был еще в прокате. А в 1968 году Франкенхаймер на своей машине отвез другого своего друга, сенатора Роберта Кеннеди, в отель "Амбассадор" в Лос-Анджелесе - к месту его гибели.
Франкенхаймера называли теоретиком заговоров. Действительно, во многих фильмах он показывает закулисную сторону власти и закручивает интригу вокруг правительственных секретов, грязных тайн большой политики. Но в сущности ему совершенно безразлично, что скрывается в загадочном чемоданчике, за которым охотятся герои его последнего удачного триллера "Ронин" (1998). Куда важнее, чтобы было красиво, эффектно, стремительно. А автомобильная погоня в "Ронине" настолько впечатлила концерн BMW, что последней работой Франкенхаймера стала виртуозная рекламная короткометражка "Засада" (2001) - о водителе, спасающем своего пассажира от банды вооруженных грабителей. Но не надо унижать его словом "ремесленник". Просто он был человеком, который верил в кино и в изображение больше, чем во все остальное на свете.