Режиссер: Тенгиз Абуладзе
В ролях: Автандил Махарадзе, Зейнаб Боцвадзе, Кетеван Абуладзе, Софико Чиаурели
Жанр: драма-притча
Выпуск: Ruscico
Звук: Dolby digital 5.1: грузинский, русский, французский (дубляж)
Субтитры: русские, английские, французские, немецкие, голландские, испанские, итальянские, португальские, иврит, шведские, китайские, арабские, японские
Формат: 4:3
Оценка фильма: 4
Оценка дополнений: 3
«Настоящее кино» рекомендует!
С перестройкой, в Советском Союзе, а позже и в России начались так называемые «демократические преобразования». Пьянящий воздух перемен, внезапно окутавший разум обычных людей большой страны, в значительной мере способствовал развитию свободомыслия.
Кинематограф не мог не ответить на веяния нового времени, при этом то кино, что еще вчера лежало на полках, запрещенное цензурой, сегодня с успехом демонстрировалось в кинотеатрах.
Одним из наиболее значительных кинособытий в Советском Союзе конца 80-х стал выход на экраны лента «Покаяние» грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе. Снятая в 1984 году, лента дошла до зрителя только в 1987.
…Центральный персонаж «Покаяния» — Варлам Аравидзе, диктатор, погубивший жизни множества людей. Во времена его правления жертвами тоталитаризма стала семья Сандро Баратели. Прошли годы, и теперь дочь Сандро, Кети мстит за своих родителей…
«Покаяние» — это попытка по-новому взглянуть на историческое прошлое страны, а именно на эпоху сталинского режима. При том, что Варлам — не Сталин (внешне он более похож на Берию), а скорее собирательный образ диктатора, символ упомянутого выше тоталитаризма, отголоски суровых 30-х годов, когда репрессии и культ личности достигли своего апогея, слышны в картине очень ясно.
Фильм, облаченный в форму философской драмы-притчи, и наглядно демонстрирующий «тихий» ужас того времени, заставлял зрителя времен перестройки переосмыслить прошлое страны, покаяться в грехах отцов, чтобы с чистого листа начать новую страницу истории.
Стоит отметить, что всплеск антисталинских настроений пришелся именно на конец 80-х — начало 90-х годов, после чего эта тема на некоторое время отошла на второй план. Позже стало появляться множество новых публикаций в прессе, издаваться книг, содержание которых сводилась к тому, что Сталин был не настолько плох, как его описывали ранее.
Как бы там ни было, годы перестройки остались позади, и сегодня просмотр «Покаяния» зрителем нового тысячелетия наводит на мысль о справедливости утверждения, дескать, все в истории повторяется, просто на новом витке развития общества.
Россия время свободы и беспредела 90-х не трансформировалась в правовое и демократичное государство, и теперь бравые чекисты снова в моде.
Вот она, могила «вождя» (для кого-то без кавычек) у Кремлевской стены, а за стеной уже новый Главный Человек страны. Он знаменит своими красочными высказываниями: то о необходимости «мочить» бандитов в сортире или делать обрезание продажным журналистам, то о сказочном удвоении ВВП. Это при том, что в деле повышения уровня жизни простых людей наш царек, мягко говоря, ничем себя особо не проявил. Харизма — и та явно не сталинского уровня, зато авторитарных замашек — хоть отбавляй.
А это значит, что по прошествии стольких лет, «Покаяние» превратилось в серьезное кино-предупреждение нашей стране, кино, идеи которого до сих пор свежи и актуальны.
В качестве дополнений на диске представлены видеосюжеты о Лаврентии Берии и Верико Анджапаридзе, фильмографии создателей и актеров, фотоальбом.
// Настоящее кино