Режиссёр: Андрей Смирнов
В ролях: Алекмсей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Нина Ургант
Жанр: драма
Выпуск: Лизард / Крупный план
Звук: русский Dolby Digital 5.1
Субтитры: русский
Формат: 16:9
Оценка фильма: 5
Оценка дополнений: 4
«Белорусский вокзал» стал очередным фильмом, приуроченным к годовщине Победы. Но, к большому счастью, он не стал очередным фильмом, «сделанным по заказу», пропагандирующим свободы и достижения Советского Союза после войны. История, что описана в ленте Андрея Смирнова, к сожалению, правдива и отнюдь не красила страну, которая вышла победителем в борьбе с фашизмом. Через четверть века о войне почти забыли, а солдаты, пришедшие с полей боя, оказались гражданами своей страны, о заслугах которых в мирной жизни быстро забыли. Война осталась за порогом. Напоминанием служило лишь всенародное празднование Дня победы. А эти люди жили. Их гражданские профессии различны — от руководителя предприятия до простого слесаря.
Они помнили о войне, помнили друг о друге, но встречались нечасто.
Встреча однополчан на похоронах друга вызывают воспоминания, но их не так много, больше — размышления о дне сегодняшнем через призму прошедшей войны.
Лента Смирнова сегодня звучит почти, как реквием. Из тех, кто принимал основное участие в создании картины, в живых осталось немного. Алексей Глазырин ушел из жизни через год после премьеры, не стало Анатолия Папанова и Евгения Леонова, Всеволода Сафонова. В 2003 году не стало и оператора ленты Павла Лебешева, с которым Смирнов работал со времен «Ангела».
Андрей Смирнов родился 12 марта 1941 года, за пару месяцев до начала войны. Он окончил режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Михаила Ромма. Но сегодня в кино он отдался актерской профессии. Среди последних достижений — НИКА за Лучшую мужскую роль в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены». Смирнов ушел из режиссуры в 1979 году, после того, как завершил свою пятую самостоятельную киноленту «Верой и правдой». До этого, помимо «Белорусского вокзала», были скандальная «Осень», «Чужая боль». После выпуска ВГИКа снимал несколько лент вместе с Борисом Яшиным. Его «Ангел» пролежал на полнее двадцать лет, прежде чем, восстановленный, вышел в 1987 году в альманахе «Начало неведомого века». Там они экранизировал опального Юрия Олешу. Уже после возвращения в кинематограф он предстал в образе миллионера Корейко в картине Василия Пичула «Мечты идиота», в режиссерском дебюте Сергея Юрского «Чернов/ Chernov», в «Любовнике» Валерия Тодоровского и «Мании Жизели» Учителя.
Реставраторы основательно поработали над материалом. Лента зазвучала по-новому (для сравнения можно включить оригинальный mono-звук). Анаморфированное изображение избавилось от арефактов, цвета стали сочными, хотя, возможно, картинка стала чуть темнее, чем положено. Фильм стартует сразу после вступительных титров о компании Крупный план. Анимированное меню появляется по окончании картины либо по вызову. Меню озвучено главной темой картины — мелодией Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». В дополнениях фотографии со съемочной площадки, подробное досье на актеров, сыгравших в главных ролях, режиссера Андрея Смирнова, оператора Павла Лебешева и Булата Окуджаву.
// Настоящее кино