Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталья Вдовина
Выпуск: Союз-Видео
Жанр: драма
Звук: русский Dolby Digital 5.1
Формат: 1.85:1 (анаморфное, widescreen)
Оценка фильма: 3
Оценка изображения: 5
Дополнения: 0Если вспомнить о том, сколько было разговоров о непризнанном гении отечественного кинематографа дебютанте Андрее Звягинцеве и его многоразово премированном фильме «Возвращение», а также о нежелании отечественных прокатчиков рисковать и ставить фильм в кинотеатры, стоило насторожиться. Прокатчики знают, где зарыты деньги и на какой фильм народ пойдет в кино. У удостоенного пафосной премьеры с привлечением сил РАО ЕС России в «Пушкинском» и ограниченного проката (27 копий), сборы кинотеатрах фильма итоге в составили чуть меньше полумиллиона долларов. Как видно прокатчики не ошиблись.
Как и другой нашумевший дебют прошлого года «Коктебель», работа Звягинцева страдает необоснованными длиннотами. Но если в фильме Хлебникова и Попогребского это раздражает любительщиной, то в «Возвращении» все завуалировано под вдумчивое созерцание. Проще говоря, тарковщина. А закос под Тарковского фестивали очень любят жюри различных фестивалей да, как прежде казалось, иностранная публика. По крайней мере, в далекой Америке от творчества этого режиссера начинают пафосно впадать в экстаз. В России эта эпоха прошла, ценность кино не оспаривается, вот только слюни по этому поводу пускать уже не принято. И если кто-то до сих пор задается вопросом, чем так не угодила лента «Возвращение» кинотеатрам в родной стране, ответ лежит в этой области знаний. А вовсе не в отвращении к продукту, рожденному с любовью руками русских кинематографистов. Кстати, в Штатах фильм тоже пошел не так чтобы очень. За девять недель фильм собрал 259 тысяч долларов, то есть почти вдвое меньше, чем в отечестве. Судя по всему и за бугром любовь к русской душе поистрепалась.
А потому остается помянуть Владимира Гарина, погибшего после окончания съемок в озере, на котором снималось «Возвращение» и перейти к теме, далекой от ценностей русской души для мирового кинематографа, а непосредственно к фильму.
Если абстрагироваться от вычурности режиссерских решений, обнаруживается, что фильм действительно хорош. Благодаря сомнительному приему, выразившемся в нескольких сценах общений шепотом братьев, зрителя принуждают посвятить себя фильму целиком. Его нельзя смотреть невнимательно, делая перерывы на кофе и сигареты. Мир внутри произведения Звягинцева практически беззвучен. Отец, о существовании которого пацаны знают только по старой фотографии, ненадолго возвращается домой, но лишь для того, чтобы взять в дальнюю поездку сыновей, провести с ними неделю и выполнить свою миссию на далеком острове. Иначе, казалось бы, зачем ему отправляться за тридевять земель на остров, где стоят на вечном приколе корабли, а в полуразрушенном блиндаже хранится какая-то таинственная коробочка? И Звягинцев оставляет недосказанность, не раскрывает тайны. Отчего все путешествие кажется сном замерзающего на вышке Вани, который и прыгнуть в воду не может и боится, что будет осрамлен пацанами. Ведь ему не хватает того, что называется отцовским воспитанием. А отец ведет себя, как настоящий мужик. На нытье сына не реагирует, слабостям не потакает. Получилось что-то вроде экстраполяции тургеневской истории про нигилиста Базарова, но в масштабах оторванной от реальности маленькой семьи. Отец все делает правильно, и любит по-своему, а тот, кто не проходил воспитание характера строгим отцом навряд ли сможет в жизни не ломаться там, где ломают и не прогибаться, где прогибают. И трагедия, которой все заканчивается, делает название фильма иным по смыслу, ведь парням предстоит возвращаться в прежнюю жизнь, а она уже никогда не станет прежней после такой недели.
Причина, по которой на DVD издании «Лучшего российского фильма года»
не было сделано никаких дополнений, непонятна. Статичное меню,
озвученное главной темой фильма, да коллекция роликов ожидаемых
релизов компании «Союз-Видео» — это все, что можно найти на диске.
Анаморфированное изображение в аспекте 1.85:1 нареканий не вызывает.
Если отсутствие дополнений связано с желанием оставить превосходную
картинку фильму, то издателей можно простить. Правда, для «Союз-Видео»
давно стало традиционным не включать в издание доп. материалов.
А вот со звуком беда. Для того, чтобы услышать невнятные
перешептывания главных героев, приходится выкручивать ручку усилителя
на максимум. Но беда, хочется надеяться, не издания, а самого фильма.
Сомнительный режиссерский ход, возможно, хорош в кинозале, но в
домашних условиях, кажется, просмотру может помешать даже тиканье
настенных часов.
// Настоящее кино