Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталья Вдовина
Выпуск: Союз-Видео
Жанр: драма
Звук: русский Dolby Digital 5.1б русский DTS
Формат: 1.85:1 (анаморфное, widescreen)
Субтитры: русские
Оценка фильма: 4
Оценка изображения: 5
Дополнения: 5Если вспомнить о том, сколько было разговоров о непризнанном гении отечественного кинематографа дебютанте Андрее Звягинцеве и его многоразово премированном фильме «Возвращение», а также о нежелании отечественных прокатчиков рисковать и ставить фильм в кинотеатры, стоило насторожиться. Прокатчики знают, где зарыты деньги и на какой фильм народ пойдет в кино. У удостоенного пафосной премьеры с привлечением сил РАО ЕС России в «Пушкинском» и ограниченного проката (27 копий), сборы кинотеатрах фильма в конечном итоге составили чуть меньше полумиллиона долларов. Как видно прокатчики не ошиблись. Ведь кино получилось авторским, личным. Для камерного просмотра.
Как и другой нашумевший дебют 2003 года «Коктебель», работа Звягинцева, на первый взгляд, страдает необоснованными длиннотами. Но если в фильме Хлебникова и Попогребского это раздражает любительщиной, то в «Возвращении» все завуалировано под вдумчивое созерцание. Проще говоря, тарковщина. А закос под Тарковского фестивали очень любят жюри различных фестивалей да, как прежде казалось, иностранная публика. В далекой Америке от творчества этого режиссера начинают пафосно впадать в экстаз. В России эта эпоха прошла, ценность кино не оспаривается, вот только слюни по этому поводу пускать уже не принято. И если кто-то до сих пор задается вопросом, чем так не угодила лента «Возвращение» кинотеатрам в родной стране, ответ лежит в этой области знаний. А вовсе не в отвращении к продукту, рожденному с любовью руками русских кинематографистов. Кстати, в Штатах фильм тоже пошел не так чтобы очень. За девять недель фильм собрал 259 тысяч долларов, то есть почти вдвое меньше, чем в отечестве. Судя по всему и за бугром любовь к русской душе поистрепалась.
А потому остается помянуть Владимира Гарина, погибшего после окончания съемок в озере, на котором снималось «Возвращение» и перейти к теме, далекой от ценностей русской души для мирового кинематографа, а непосредственно к фильму.
Если абстрагироваться от вычурности режиссерских решений, обнаруживается, что фильм действительно хорош. Благодаря сомнительному приему, выразившемся в нескольких сценах общений шепотом братьев, зрителя принуждают посвятить себя фильму целиком. Его нельзя смотреть невнимательно, делая перерывы на кофе и сигареты. Мир внутри произведения Звягинцева практически беззвучен. Отец, о существовании которого пацаны знают только по старой фотографии, ненадолго возвращается домой, но лишь для того, чтобы взять в дальнюю поездку сыновей, провести с ними неделю и выполнить свою миссию на далеком острове. Иначе, казалось бы, зачем ему отправляться за тридевять земель на остров, где стоят на вечном приколе корабли, а в полуразрушенном блиндаже хранится какая-то таинственная коробочка? И Звягинцев оставляет недосказанность, не раскрывает тайны. Отчего все путешествие кажется сном замерзающего на вышке Вани, который и прыгнуть в воду не может и боится, что будет осрамлен пацанами. Ведь ему не хватает того, что называется отцовским воспитанием. А отец ведет себя, как настоящий мужик. На нытье сына не реагирует, слабостям не потакает. Получилось что-то вроде экстраполяции тургеневской истории про нигилиста Базарова, но в масштабах оторванной от реальности маленькой семьи. Отец все делает правильно, и любит по-своему, а тот, кто не проходил воспитание характера строгим отцом навряд ли сможет в жизни не ломаться там, где ломают и не прогибаться, где прогибают. И трагедия, которой все заканчивается, делает название фильма иным по смыслу, ведь парням предстоит возвращаться в прежнюю жизнь, а она уже никогда не станет прежней после такой недели.
Второе DVD-издание «Лучшего российского фильма года» полностью компенсировало недостатки однодискового. Вместо статичного меню, озвученного главной темой фильма, да коллекция роликов ожидаемых релизов компании «Союз-Видео», украшавших первое издание, двухдисковое исполнение встречает стильным меню, второй диск позволяет ознакомиться с двумя материалами: «Фильмом о фильме» и лентой «Без комментариев» — эпизоды из закулисной жизни, неудачных дублей, кастинга. Все это завораживает, интригует, едва не больше, чем сам фильм. Единственное, о чем Звягинцев не сказал, так это что было в той самой коробочке. И не поведал секрета, что вся таинственность получилась случайно, как и все «повисшие» сюжетные линии. Случайность породила то, что после назовут «необязательной драматургией» — тем, что выделило «Возвращение» среди многих прочих лент.
// Настоящее кино