На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : кино по-восточному. выпуск 14: Чжан Имоу Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи
кино по-восточному. выпуск 14: Чжан Имоу

кино по-восточному. выпуск 14: Чжан Имоу

автор Феликс Зилич | 27.04.2007

Выход на наши экраны нового фильма Чжана Имоу «Проклятье золотого цветка» вызвал у нас острое желание вспомнить уже виденное и еще раз обратиться к творчеству этого режиссера. Тем более, что на данный момент он уже давно входит в десятку самых влиятельных кинематографистов современности.

О существовании китайского кинематографа за пределами Поднебесной знали еще задолго до появления Пятой волны, но именно ее представители смогли стать большими международными звездами. За считанные годы поколение 1980-х пережевало наследие Культурной революции и покорили кинофестивали Венеции, Берлина и Канн.

Среди этих молодых и не очень молодых режиссеров был и Чжан Имоу. Если раньше про него говорили “один из лучших, то теперь уже ни у кого не возникает сомнения в том, что “лучше уже просто не бывает”. Режиссер, сценарист, оператор и актер. Один из главных кинематографистов современности.

Для нас, простых зрителей, любой режиссер – это прежде всего его фильмы. Поэтому опустим анкетные слова про детство, юность и “университеты” и перенесемся сразу в 1987 год, когда 36-летний Чжан Имоу выпустил свой первый самостоятельный фильм.

КРАСНЫЙ ГАОЛЯН RED SORGHUM (1987) 810

В 1985 году режиссер Ву Тяньмин пригласил Имоу работать на студию “Цань Фильм”, где он сам занимал в это время пост директора студии. Приглашение было вовсе не случайным. В этом же году Имоу принимает участие в новом проекте Тяньмина “Старый колодец”, где ему приходится выступить не только в качестве режиссера, но и исполнителя главной роли. Фильм получается вполне удачным, поэтому Тяньмин настаивает на том, чтобы Имоу сам попробовал себя в качестве режиссера.

Имоу попробовал и сразу же оказался в авангарде Пятой Волны, добившись признания не только у коллег, но и международного зрителя. В течении года после выхода “Гаоляна” на большой экран картина собрала около десятка разнообразный призов, включая главный приз на Берлинале.

Картина рассказывала историю молодой девушки, выданной своим отцом за больного проказой старой винокура. Вскоре после женитьбы старик загадочно умирает, а в доме новоявленной хозяйки гаоляновой винокурни появляется новый мужчина. Но в отличии от будущих работ режиссера пенрвый фильм Имоу вовсе не об этом. Он, в основном, про вторжение японских захватчиков, которые пришли однажды без спроса в мирный Шандон, спалили гаоляновые поля и убили всех главных героев.

Сейчас 20 лет спустя “Красный гаолян” смотрится обычным фестивальным анахронизмлм. Красивой этнической экзотикой, которая из года в год появляется на экранах, меняя только страну своего производства – Китай, Иран, Таиланд. Для нас же “Гаолян” ценен прежде всего тем, что в нем мы впервые видим два главных козыря режиссера – буйную цветовую стихию и юную актрису Гон Ли, взятую режиссером прямо со второго курса Пекинского колледжа драматических искусств.

ОПЕРАЦИЯ “ПУМА” CODENAME COUGAR (1989) 710

Картина, которую Имоу считает своей худшей работой. Первая и последняя попытка режиссера снять фильм в жанре экшен ныне участием в ней актера Ге Ю.

ТЕРРАКОТОВЫЙ ВОИН A TEERAKOTA WARRIOR (1990) 810

“Терракотовый воин” был снят вовсе не Имоу, но мы не могли пройти мимо него в своем обзоре. Дело в том, что этот проект Цуй Харка и Чин Су Тана является единственным фильмом, где Чжан Имоу и Гон Ли играют главных героев, героев-любовников.

Про многолетнюю связь женатого режиссера и молодой актрисы станет известно только пять лет спустя, но разве это не видно уже сейчас?

Имоу играет преданного полководца императора Цинь Шихуанди, который отправляется по его приказу на поиски эликсира бессмертия. Гон Ли играет наложницу императора по имени Зима, реинкарнацию которой герою предстоит встретить почти две с половиной тысячи лет спустя.

ЦЗЮЙ ДОУ JU DOU (1991) 910

Первый фильм Имоу, который можно смело назвать шедевром, продолжил в его творчестве тему суровой женской доли. В отличии от “Гаоляна” конфликт “Гон Ли против традиционного общества” перенесен из гаоляновой винокурни в цех красильщиков тканей. Вдобавок к этому, эпический пафос дебютного фильма изменен на этот раз на пафос трагический, да еще и с легким привкусом нуара.

Молодая красавица Цзюй Доу никак не может родить своему старому мужу наследника, за что изо дня в день вынуждена терпеть от него всяческие издевательства. Ее тайная связь с племяннком мужа Тяньцином кажется девушке удачным выходом из этого положения.

Чтобьы добавить цветовой гамме фильма еще больше безумной яркости Имоу снимает весь фильм по технологии Technicolor. Результат не заставил себя ждать. “Цзюй Доу” получает не только приз в Каннах, но также номинацию на “Оскар”. Первую номинацию для китайской картины.

Еще одна любопытная деталь – продюсером картины является японец Ясуеси Токума, более известной своей многолетней работой с Хаяо Миязаки.

ПОДНИМИ КРАСНЫЙ ФОНАРЬ RAISE THE RED LANTERN (1992) 910

После завершения университета главная героиня решает покончить с бедным существованием своего семейства и выйти по расчету. Ее совершенно не смущает, что у будущего мужа она будет далеко не единственной женой.

Женский коллектив – это ужасно и нет другого фильма, который сумел бьы сказать об этом так прямолинейно и красочно. “Подними красный фонарь” – это еще один явный шедевр с уникальным цветовым решением и кучей подтекстов, за которые он и был запрещен у себя на Родине. У себя на Родине, но не за ее пределами. Итог – еще одна номинация на “Оскар” и главный приз фестиваля в Венеции.

ЦЮ ЦЗЮ ОБРАЩАЕТСЯ В СУД STORY OF QUI JU (1992) 710

Первый эксперимент Имоу на ниве неореализма. Далеко не самый удачный эксперимент, но зато самому режиссеру он до чертиков понравился. Потому что пстрый, разноцветный, с толпой непрофессиональных актеров и с беременной Гон Ли в кадре.

Гон Ли играет в фильме простую крестьянку, которая решает заступиться за своего мужа, побитого местным старостой. Забыв о домашних заботах, она отправляется в город, где решет пройти по всем ступеням бюрократической машины.

ЖИТЬ TO LIVE (1994) 910

Большой и очень сентиментальный эпос про жизнь одного небольшого семейства в эпоху прихода коммунистов к власти. За пару лет до войны Фугуй промотал в азартные игры все состояние своего отца и был вынужден вместе со своей семьей вести нищенское состояние актеров театра марионеток.

Каждый большой режиссер должен хотя бы раз в жизни снять большой исторический эпос на острую современную тему. Снять собственного ”Сибирского цирюльника”. У Имоу, надо сказать, это вполне получилось. Главный приз в Каннах.

ШАНХАЙСКАЯ ТРИАДА SHANGHAI TRIAD (1995) 710

Французы дали деньги, поэтому мастер отдыхает. Подпольный мир довоенного Шанхая для него совершенно чужд, и из-за этого он вынужден работать по лекалам голливудских мастеров.

Главный герой фильма – маленький мальчик, приехавший из глухой деревни в гламурный Шанхай чтобы работать на побегушках у босса местной триады. Гон Ли игрет любовницу босса, которая выступает на сцене его ночного клуба и при этом участвует в организованном против него заговоре.

На фоне картин подобного жанра, которые снимались в это же время в Гонконге, “Триада” вяла и скучна, но именно это привлекает к ней зрителей международных фестивалей. Специальный приз “Триада” получает даже на МКФ в Санкт-Петербурге.

Печальный нюанс. “Триада” – последний совместный фильм Имоу и Ли на данном этапе их творчества. После серьезного публичного скандала они расстаются, и Ли выходит за крупного сингапурского бизнесмена. Сказке - конец.

СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА NO ONE LESS (1999) 710

Возвращение к неореализму, непрофессиональным юным актерам и суровым реалиям нищей китайской деревни.

Сельский учитель уезжает на пару недель к себе домой, оставляя в школе замену в лице 13-летней девочки, закончившей только младшую школу. В течении следующего полумесяца ей предстоит каждый день дрессировать толпу маленьких мерзавцев и что самое сложное – следить за тем, чтобы они не бросили занятия. Однажды один из маленьких учеников решает отправиться в Пекин на заработки, и главная героиня вынуждена отправится вслед за ним.

Мило, но немного занудно. Зато полдюжины призов, включая главный приз в Венеции.

ДОРОГА ДОМОЙ ROAD HOME (1999) 810

Снова неореализм, но на этот уже раз с новой музой – дебютанткой Чжан Цзыи, которую Имоу нашел там же и в том же возрасте, как и в свое время Гон Ли.

Подобное сходство стало и причиной того, что своей структурой новый фильм режиссера серьезно напомнил давний “Красный гаолян”. Снова перед нами “история моей бабушки”, но только на этот раз с большими флэшбеками из настоящего.

СЧАСТЬЕ НА ЧАС HAPPY TIMES (2001) 710

Грустная неореалистическая комедия снята по роману Мо Яна, по другой книге которого был в свое время сделан “Красный гаолян”. Комик Чжао Бэнсан играет в этом фильме бедного пролетария, отягощенного мыслями о создании собственного бизнеса. Однажды этот бизнес он создает, присвоив себе остов брошенного на пустыре автобуса. В стенах этого мертвого железного зверя старик создает уютное место для свиданий.

ГЕРОЙ HERO (2002) 1010 В 1999 году Чен Кайге привез в Канны “Императора и убийцу”, а Имоу – “Дорогу домой”. Подробности приключившегося скандала толком неизвестны, но зато прекрасно известны его последствия. Не дожидаясь официальной премьеры собственной карьеры, Имоу забрал ее и уехал домой. “Если здесь дают призы только коньюктурным фильмам, то мне здесь совершенно нечего делать”.

Возмущение режиссера было вполне оправданно. К этому времени редкий китайский интеллигент не попытался вытереть ноги об Цинь Шихуанди. Вдобавок к этому, это делалось каждый раз на показ. Только для того чтобы порадовать западных инвесторов.

При подобном раскладе Имоу решил пойти против течения. Он задумал снять фильм, где утверждалось бы, что император Цинь – это круто. При этом фильм должен был быть еще и большим коммерческим блокбастером.

Эксперимент полностью удался. “Герой” сделал для китайского кинематографа такую же работу, как и “Расемон” для японского, а Чжан Имоу мгновенно заработал у масс-медиа репутацию “китайского Куросавы”.

ДОМ ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ HOUSE OF FLYING DAGGERS (2004) 81

Фильм “Герой” принес инвесторам $170 млн, что неизбежно обрекало режиссера Имоу на съемки еще, как минимум, одного фильм в жанре “уся”. И Имоу не заставил себя ждать. “Дом летающих кинжалов” был значительно слабее своего предшественника в содержательном плане, но зато обладал при этом всем необходимым для большого международного блокбастера. Включая неприкрытыми аллюзиями на “Двойную рокировку”. Режиссер блестяще продемонстрировал, что при особом желании может быть настоящим гением коньюктуры.

ДОРОГА В ТЫСЯЧУ ЛИ RIDING ALONE FOR THOUSAND OF MILES (2005) 810

Недолгое возвращение от больших блокбастеров к простым душевным историям приключилось к Имоу вовсе не случайно. По его словам он всю жизнь был фанатом японского актера Кена Такакуры, поэтому и замутил весь этот проект только для того, чтобы поработать с Кеном.

Герой Такакуры узнает о том, что его сын умирает от рака, но по прежнему отказывается общаться со своим отцом. Пытаясь искупить перед сыном свою вину, отец решает закончить незаконченное сыном дело – отправиться в Китай и снять традиционное выступление китайской оперы школы Нуо.

Японская грусть, китайские депрессивные плоскогорья и фирменный стиль Чжани Имоу. Хорошее кино. Лаконично, но факт.

ПРОКЛЯТЬЕ ЗОЛОТОГО ЦВЕТКА CURSE OF GOLDEN FLOWER (2006) 710

Зимой 2006 года Имоу поставил на сцене Metropolitan Opera “Первого императора” – грандиозную оперу с английским либретто и музыкой Тана Дуна. Историю про императора Циня и про его друга, которую мы уже могли видеть в фильме “Тень императора”.

Летом 2008 года Имоу станет режиссером официальной части открытия Олимпийских игр в Пекине.

Что на это скажешь? Только одно. Работа Главного Китайского Прораба пока очень плохо отражается на творчестве великого режиссера. В каждой сцене “Проклятья” мы прекрасно видим как этот автор, привыкший к историям эпическим, но при это все равно камерным, откровенно теряет свое профессиональное чутье и ведется на поводу у любой красочной детали. 20.000 человек в золотых и серебряных доспехах – это, без всякого сомнения, красиво, но при этом совершенно бесмысленно и бесвкусно.

И что самое обидное - предела этой бесмысленности пока не видно.

теги: кино с востока

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.