Если великий Сэм Рэйми жмет тебе руку и выписывает чек на 50 миллионов долларов, но это без всякого сомнения говорит только об одном – You are Chosen One. Или Chosen Two, но только в том случае, если на встречу с Сэмом ты пришел не один, а со своим братом. И если твоего брата зовут Дэнни Пан.
Братья Пан – это не просто самое известное тайское имя на кинокарте Азии, но еще и целый брэнд. Брэнд, хорошо известный в России со времен видеоплейеров и картонных коробок серии «Кино без границ». В 2007 году братья Пан перебрались в Голливуд и после выхода на наши экраны фильма «Посланники» мы не можем не посвятить их творчеству отдельный выпуск нашей «восточной» колонки. По уже принятой традиции она будет представлять из себя подробное и поэтапное описание творческого пути культового дуэта
1997 И кто спаситель? Who is Running?
Режиссер Оксид Пан
В 1997 году тайское кино было жуткой экзотикой даже на азиатском рынке. По этой причине первый фильм молодого режиссера Оксида Пана был замечен только у него на родине. Надо сказать, что хорошо замечен. Сразу три приза гильдии национальных кинокритиков – за музыку, монтаж звука и женскую роль второго плана.
Забавно, что сама картина похожа во многих аспектах на вышедший год спустя кинодебют Тома Тыквера “Беги, Лола, беги”. По сюжету картины невеста главного героя оказывается за день до свадьбы в коме. Явившись в буддистский монастырь, герой узнает о том, что в прошлой реинкарнации его любимая убила пятерых человек и теперь расплачивается за это собственной жизнью. Чтобы спасти девушку от неминуемой смерти герой должен срочно спасти жизнь пятерым людям. Очень срочно.
1999 Опасный Бангкок Bangkok Dangerous
Режиссеры Оксид и Дэнни Пан
“Опасный Бангкок” был первым азиатским фильмом, который познакомил отечественного зрителя с экзотическим восточным насилием. Только год или два спустя после его появления на свет мы познакомились с творчества Ким Ки Дока, Пак Чхан Ука и Такаси Миике, ну а пока убийство врага выстрелом в собственную голову было пределом нашего воображения. Это был уже явно не тот Гонконг, который мы видели раньше. И не тот Гонконг, где появились на свет братья-близнецы Пан и где один из них начинал свою карьеру монтажера. Это было настоящее азиатское мясо или восточный экстрим, бурной волной обрушившейся на зрителя всего через пару лет.
Между тем, история глухонемого киллера была замечена и отмечена. Призы на фестивалях в Роттердаме и Торонто, а также две награды от гильдии национальных тайских критиков.
2001 Сом и Бэнк – Бангкок на продажу
Som and Bank: Bangkok for Sale
Режиссер и сценарист Оксид Пан
После шумного фестивального успеха своей первой совместной картины братья решили снять по одному сольному фильму на ту же самую тему – про маргинальный Бангкок. В результате, получилась полноценная «столичная» трилогия.
Фильм Оксида рассказывал про молодого наркокурьера Бэнка и про его подружку-проститутку Сом. А также про то, как однажды Сом и ее товар попали в руки к врагам и перед Бэнком стала серьезная дилемма. Что для него важнее – деньги или девушка, которую он никогда не ценил?
Нечего терять 1+1=0 – Nothing To Lose
Парень и девушка встречаются на карнизе высотного здания. Удивляются, знакомятся и начинают разговор. Вскоре выясняется, что оба пришли сюда для того, чтобы покончить с собой. Оба решили покончить с собой, так как не в состоянии расплатиться с долгами.
После недолгих размышлений новые знакомые приходят к логичному заключению. Если ты решил умереть, то почему бы это не сделать красиво и с большим размахом.
2001 Бангкок с привидениями Bangkok Haunted
Режиссеры Оксид Пан и Писут Праесангем
Первый опыт одного из Пангов на поле азиатского хоррора как самостоятельного жанра. Опыт, сделанный совместно с известным «ронинтимовцем» Праесангемом. Как известно, Писут после этого фильма не снял ничего приличного кроме партизанского эпика «Тайские воры», а вот Оксид был сразу же замечен амбициозным продюсером Питером Чаном.
2002 Глаз The Eye
Режиссеры Оксид и Дэнни Пан
История слепой девушки, которая после операции стала видеть призраков, хорошо знакома всем фанатам фильмов ужасов. Мы не будем повторять сейчас раз за разом все известные об этом проекте факты, а вместо этого лучше расскажем о том, как он вообще появился на свет.
Всем известно, что феномен «азиатского хоррора» был не случайностью, а хорошо спланированной коммерческой операцией. Массового восточного зрителя готовили к выходу японского «Звонка» очень долго и целенаправленно. Только поэтому он и стал большим культурным событием уже в первый год после своего выхода на экран.
«Глаз» – аналогичный проект со стороны гонконгского кино, которое в 2001 году попыталось вписаться в жанровый контекст и не поленилось потратить на это 5 миллионов баксов. Создатель и организатор проекта – гонконгский режиссер и продюсер Питер Чан, пытавшийся в эти годы вкладывать деньги в тайское кино и превративший, благодаря этому, братьев Пан из режиссеров исключительно фестивальных в режиссеров сугубо коммерческих.
Тут стоит отметить, что если Пан являются тайцами, выросшими в Гонконге, то Питер Чан – китаец, чье детство прошло на улицах Бангкока. Из-за этого путь Чана домой был долог и извилист. Только знание родного китайского языка помогло молодому «тайскому» кинематографисту выйти в люди. Сначала он работал ассистентом у гонконгских мастеров во время их тайских выездов (у Джона Ву в «Героях не плачут» и у Саммо Хуна в «Закусочной на колесах»), а уже потом на их хвосте перебрался под тень британской короны. И неплохо там преуспел. На данный момент Питер Чан уже успел поработать в Голливуде, а в данный момент заканчивает работу над новым фильмом Джета Ли «The Warlords».
Вложения Питера Чана в проект «Глаз» оправдали себя на все 100%. К текущему времени он – единственный обладатель авторских прав на «глазную» франчизу. А что же Пан? Пан досталась от нее мировая слава и тайваньская актриса Анжелика Ли, с которой Оксид был несколько лет помолвлен.
2002 Знамение Omen
Режиссер Таммарак Каммутманох
Братья Пан являются сценаристами, продюсерами и монтажерами этого фильма. Слава богу, что занять режиссерское кресло у них не хватило смелости, благо кино получилось на редкость неудачным. Можно даже сказать, что сюжет картины и особенно ее финальный твист можно смело включать в список самых идиотских финальных твистов жанра «хоррор». Фильм обычно входит на все пиратские сборники азиатских хорроров, поэтому подробнее о нем говорить мы не станем.
Хотя скажем все же пару слов об актерах. Три главных героя «Знамения» – это популярный бойс-бэнд D2B, участники которого даже сохранили в фильме свои сценические имена. Вскоре после выхода фильма один из парней не справился с управлением и упал вместе со своей машиной в сточный канал. Учитывая царящий в Таиланде уровень антисанитарии, парень сразу же получил фатальную дозу бактерий и впал в кому. Врачи его со временем откачали, хотя мозг парня так и остался навсегда поврежденным. Теперь D2B – это дуэт.
2003 Тессеракт The Tesseract
Режиссер Оксид Пан
Последняя попытка тайских братьев стать королями международных фестивалей. Перед нами матерый евроартхаус в духе иньярритовского «Вавилона», снятый вдобавок по роману Алекса Гарланда («Пляж», «28 дней спустя», «Пекло») и с участием таких актеров как Джонатан Рис Мейер и Саския Ривс.
Однажды в дешевом тайском мотеле пересеклись случайно судьбы четырех людей – молодого британского наркокурьера, американки-психолога, одинокой тайской киллерши и 13-летнего уличного беспризорника. Трагически и кроваво пересеклись, хотя менее утомительным и скучным кино от этого так и не стало.
2004 Глаз 2 Eye 2
Режиссеры Оссид и Дэнни Пан
Попытка срубить денег на популярном названии едва не погубила франчизу. Второй фильм был не только откровенно слабее первого, но он также не имел никакого отношения к сюжету первоисточника. Единственное общее место двух картин – это призрак мертвой женщины, который преследует главную героиню. Преследует только потому, что хочет вселиться в ее будущего ребенка, которым она сейчас беременна.
Попытка поиграть на поле классических хорроров типа «Ребенка Розмари» показал печальный результат. Пан – люди с хорошим вкусом, но с явным недостатком креативного гения. Хотя они способны сделать любую работу без сучка и без задоринки, но какой-либо жизни и особого внутреннего смысла в их работе явно не появится. Алло! Мы ищем хорошего продюсера!
2004 Аномальная красота Ab-normal Beauty
Режиссер Оксид Пан
Сразу после выхода на большой экран у картины появились серьезные проблемы. Фанаты уже давно воспринимали братьев исключительно как хоррор-мейкеров, поэтому все их упражнения за пределами жанра воспринимали очень и очень плохо.
Понятно, что «Аномальная красота» не стало исключением. Историю про девушку, чья одержимость картинами смерти стала причиной ее дикого безумия, вряд ли можно назвать хоррором. По крайней мере, не в большей мере, чем классическое «Отвращение» Романа Поланского.
Зато к команде авторов присоединился новый боец – родной брат близнецов Томас Пан, работавший отныне почти над всеми сценариями Оксида.
2004 Отвали от меня Leave me Alone
Режиссер Дэнни Пан
После выхода второго «Глаза» братья попробовали разделиться и снять еще раз по одному самостоятельному фильму. Оксид снял «Красоту», а Дэнни – «Отвали от меня». Сразу стало видно, что профиль Оксида – это чокнутые мрачные девушки, а профиль Дэнни – все остальное.
«Отвали от меня» – довольно крепкая приключенческая комедия, в которой Экин Чен играет двух братьев-близнецов. Модного гея-кутюрье из Гонконга и его неприкаянного братца из Таиланда, который прикатил однажды погостить у родственника и сразу же втянул его в кучу дурацких неприятностей.
Название картины и специфика его главных героев заставляют считать ленту Дэнни Пана не просто легкой пародией, а неприкрытым публичным мессаджем в адрес своего непостоянного братца.
2005 Глаз 10 Eye 10
Режиссеры Оксид и Дэнни Пан
Братья окончательно устали от своего мрачного имиджа и сняли забавную, хотя и очень неровную, комедию о привидениях. Даже название ей дали такое, что желающие возродить франчизу пребывают теперь в серьезной задумчивости. Как же называть следующий фильм – «Глаз 3», «Глаз 4» или «Глаз 11».
2005 Римейкер Remaker 2005
Режиссер Мона Нам
Вольный римейк режиссерского дебюта Оксида Пана. Снова перед нами история про карму и двух влюбленных, но только на этот раз история сразу начинается с трагедии. Главный герой фильма не справился однажды с управлением и упал в сточный канал (где-то мы это уже слышали), но был удачно спасен незнакомой девушкой. Спустя пару суток он приходит в сознание и узнает, что его спасительница все еще лежит в коме. Не зная как помочь ей, герой обращается за помощью к буддистскому монаху, но тот говорит парню, что любые его усилия пока бессмысленны. Спасенный и спасительница стали жертвами древнего кармического проклятья, расколоть которое будет совсем не просто.
2006 Рецикл Re-Cycle
Режиссеры Оксид и Дэнни Пан
NeverEnding Story в пересказе братьев Пан была показана в прошлом году на фестивале в Каннах. Этот факт сразу же ознаменовал переход звездного дуэта с уровня азиатского рынка на уровень международный.
Сразу же после Канн картина была приобретена для проката десятками стран, включая даже Россию, а Сэм Рэйми сделал братьям интересное предложение, от которого уде нельзя было отказаться.
К сожалению, «Рецикл» далек от совершенства. Несмотря на необычный сюжет и великолепный видеоряд, картина больна всеми недостатками своих создателей. Во время просмотра любому фанатов Панов отчаянно хотелось верить в то, что это было совсем неслучайно. В то, что тайские близнецы решили наконец избавиться от всех своих мелких пунктиков и оставить их в пределах придуманной ими же Страны Мусора. Увы-увы. Не срослось.
2006 Дневник Diary
Режиссер Оксид Пан
Перед голливудским десантом братья решили снова поставить по одному самостоятельному фильму. И снова мы убедились в том, что, несмотря на талант лидера, Оксид – человек менее креативный, чем его брат-монтажер.
«Дневник» – очередная история про чокнутую девушку. Уже пятая или шестая. Очередная попытка придумать оригинальный финальный твист. Уже пятая или шестая. Про неожиданное сходство Чарлин Чой и Анжелики Ли мы в связи с этим не будем даже говорить. Боимся того, что в своей могиле неожиданно проснется страшное чудовище Зигмунд Фрейд.
2007 Лес смерти Forest of Death
Режиссер Дэнни Пан
Братьям сложно друг без друга. Оксиду явно не хватает оригинальности, а Дэнни – терпения. Его новый сольный фильм начинается очень бодро и по-японски, но уже к середине теряет почти всю свою атмосферу. И при этом даже непонятно почему.
Картина рассказывает про девушку-детектива, которая пытается расследовать жестокое изнасилование. Главной проблемой расследования оказывается не только гробовое молчание насильника и жертвы, но также и место, где произошло само преступление. Легендарный Лес Смерти, куда приходят кончать счеты с жизнью глубоко отчаявшиеся люди.
2007 Посланники The Messengers
Режиссеры Оксид и Дэнни Пан
Про голливудский дебют говорить ничего не будем. На страницах нашего сайта про него было сказано и так достаточно интересного.
2007 Опасный Бангкок One Hit in Bangkok
Режиссеры Оксид и Дэнни Пан
Права на римейк «Опасного Бангкока» были куплены производственной студией Николаса Кейджа Saturn Films еще лет пять назад. К сожалению, производство картины неоднократно сталкивалось с тех пор с кучей неприятных и самых неожиданных проблем. Начиная с пошатнувшейся репутации Кейджа и заканчивая военным переворотом в Таиланде, где летом прошлого года начались первые официальные съемки. Из-за этих мелких проблем нам до сих пор неизвестна не только дата выхода картины на большой экран, но даже ее окончательное название. Bangkok Dangerous, One Hit in Bangkok или все же Time To Kill.
Известны примерные наброски сюжета, судя по которым новый фильм будет считаться римейком первоисточником только «для галочки». Во-первых, главный герой будет американцем и к тому же совершенно не глухонемым. На подобную сценарную уступку пошли сами братья, решившие, что два часа молчащего Николаса Кейджа – это уже явный перебор для любой развлекательной картины. Во-вторых, глухонемой будет тайская подруга Кейджа. И т.д., и т.п.
2007 Глаз The Eye
Римейк фильма братьев Панг выходит на экраны России 17 октября 2007 года. Режиссерами римейка стали молодые французы Дэвид Моро и Ксавье Палу, выпустившие в прошлом году довольно неплохой роуд-хоррор «Они». В главных ролях снялись Томас Джейн и Джессика Альба.
Вам, кстати, не кажется, что снимать блондинок к римейках азиатских хоррроров – это какой-то странный и совершенно нелогичный тренд?
// Настоящее кино