По большому счету, намерение Lionsgate сделать «Пилу IV» не было сюрпризом ни для зрителей, ни для идеологов франчайза. Еще после премьеры второй серии студия зарегистрировала домены saw3.com, saw4.com и saw5.com, а в контракте Тобина Белла значился пункт об участии во всех перечисленных сиквелах. Вполне возможно, что у продюсеров даже имелись приблизительные сюжетные наметки продолжений, только человеческий фактор внес в студийные планы собственные коррективы. Во время подготовительных работ к «Пиле III» между стоящей за циклом троицей и руководством Lionsgate вспыхнула ссора. Официально об этом не сообщалось, но несложно сделать выводы по крупицам информации, просочившимся в Сеть.
Сначала Дэнни Уолберг рассказывал в интервью, что не только сыграет в триквеле, но и выступит на картине режиссером. Затем Уолберг бесследно исчез с проекта, хотя в выведенном главным персонажем «Пилы III» Джеффе без труда угадывается детектив Мэттьюс. Наконец, Уоннел и Ван привели сюжет к однозначной развязке, не оставляющей ни малейшей надежды на продолжение. Ясно же, что кровавая вакханалия финала третьей серии была ничем иным, как маленькой местью студии — слишком уж неожиданным оказалось увиденное, и слишком уж небрежно сценаристы свели концы воедино, оставив без объяснения массу загадочных мелочей (к примеру, содержание залитых воском кассет Конструктора).
В пользу наших догадок говорят и поступки студии и авторов перед премьерой триквела. Пока представители Lionsgate разъезжали по Комик-Конам, рассказывая фанатам о готовности сделать еще один фильм — лишь бы сборы «Пилы III» оказались удовлетворительными — Ли Уоннел и Даррен Линн Бусман гнули свою линию, акцентируя внимание в интервью на исчерпанности идей. С их слов выходило, что они постарались сжечь все мосты, недвусмысленно разделавшись с Конструктором, подбив сюжетные хвосты и замкнув действие на первом фильме. Обоим не терпелось последовать примеру Джеймса Вана, давным-давно дистанцировавшегося от франчайза и реализовывавшего самостоятельные проекты.
Даррен Линн Бусман на съемках «Пилы III»
Видимо, огонь прений был достаточно силен, раз стороны не желали идти на мировую. Бусман позволял себе высказывания вроде «Я никогда не соглашусь на новую серию — что может быть унизительнее, чем запомниться парнем, поставившим «Пилу IV»?», а студия, не делая громких заявлений, готовилась к четвертому фильму. Поскольку Ван целиком и полностью поддерживал своих товарищей, и ждать сценарной помощи от него не приходилось, Lionsgate пошла на необычный ход. Продюсеры взяли на вооружение опыт телевизионных коллег и объявили тендер на лучший сценарий квадриквела. В большом кинематографе практика привлечения нескольких команд драматургов к одному проекту распространена в иной форме. Обычно кто-то сочиняет сюжет, затем рукопись уходит в доработку и переписывание — и так до нескольких десятков раз, пока на выходе не образовывается образцовый блокбастер.
В случае «Пилы» студия наняла четырех авторов и поставила перед ними задачу: придумать, каким образом картина будет увязана с имеющейся трилогией. Тот, кто справится с работой лучшим образом, получает контракт на написание сценария и местечко в титрах. Понятно, что задание оказалось сложным и унизительным одновременно — какой уважающий себя драматург с именем ввязался бы в подобную гонку, не имея твердых гарантий того, что его время не будет потрачено напрасно? Для молодых же сценаристов и деятелей независимого жанрового кино этот вызов был калиткой в большой Голливуд.
Фамилии участников сюжетной гонки хранились в тайне, однако кое-какая информация все же просочилась в Сеть. Первым драматургом оказался Томас Фентон. Не пытайтесь вспомнить, где вы могли слышать эту фамилию — бесполезно. Парень куда сильнее известен в качестве осветителя, а самым громким проектом, к которому он приложил руку, была экранизация игры «Двойной дракон». Зато на досуге Фентон любил сочинять истории и даже попробовал себя в режиссуре: в 1995-м он снял боевик «Точка удара», а в 00-х — короткометражную хоррор-версию «Красной шапочки». Вторыми рассказчиками выступили Маркус Данстен и Патрик Мелтон, в конечном итоге заслужившие право сценарировать «Пилу». На них-то мы и остановимся подробнее.
В отличие от нашего телевидения, где что ни сериал — то ментовские войны или байки о золотой молодежи, американские кабельные сети предлагают куда более широкий ассортимент. На одной из них, начиная с 2001 года, выходил «Проект “Зеленый свет”» — продюсерский продукт Бена Аффлека, Мэтта Дэймона и Уэса Крэйвена. По жанру это было сериалити — многосерийный рассказ о создании фильма (первым российским сериалити станет «Мавр» на MTV). В первой серии зрителям представлялось на выбор несколько синопсисов, из которых они выбирали лучший, а затем наблюдали, как сценарная заявка превращается в полноценную рукопись, затем обретает режиссера с актерами, и превращается в полноценный фильм. Финалистом третьего сезона «Зеленого света» был хоррор «Пришество», написанный Данстеном и Мелтоном — весьма оригинальный и динамичный рассказ о посетителях бара, терроризируемого плодом военных генетических экспериментов. Картина настолько остроумно расправлялась с приевшимися штампами кинематографа (и не только хоррора!), что моментально завоевала любовь ценителей жанра. Надо ли говорить, что для «Пилы» участие таких вундеркиндов было манной небесной?
К моменту, когда киноманы пришли в себя после объявления фамилий победивших сценаристов, Lionsgate подготовила еще один сюрприз. Все прения с создателями трилогии были улажены за закрытыми дверями, и Даррен Лин Бусман показал себя настоящим хозяином слова — забыв позерский спитч об «унижении», он подписался на режиссуру картины и отметил, что кто ж еще сможет адекватно рассказать новую главу цикла, как не он? Ли Уоннел и Джеймс Ван тоже не остались без дела, выступив исполнительными продюсерами квадриквела.
Даррен Линн Бусман на съемках «Пилы IV»
О сюжете традиционно авторы предпочли не распространяться, хотя довольно скоро на съемочной площадке случилась утечка — близкий к производству аноним рассказал, что речь пойдет о дальнейших злоключениях Джеффа. Найдя новую видеокассету Конструктора, он делал открытие, что существует еще один смертельный лабиринт, в конце которого заточена его похищенная дочь. Если не пройти ловушки вовремя, ребенка ждет неминуемая смерть. Бусман поспешил опровергнуть слухи, намекнув, что все герои все же погибли, и действие будет разворачиваться вокруг новых персонажей (примерно так, как это было с «Пилой II»), но кто теперь мог воспринять его слова всерьез?
Задуматься над сказанным режиссером пришлось парой месяцев позже, когда побывавшие на съемках корреспонденты отчитались об увиденном и услышанном. Во-первых, несмотря на финал третьего фильма, в картине полноправно действует Конструктор. Во-вторых, сюжет вновь выстроен таким образом, чтобы дополнить головоломку предыдущих серий. В-третьих, авторы действительно дали разгадки некоторым моментам, остававшимся до сей поры в тени — злополучным кассетам в воске и связи между Конструктором и Оби, парнем из «Пилы II», доставившем маньяку его жертвы. По словам репортеров, им ясно дали понять, что действие будет развиваться по четырем параллельным историям, и увяжется все воедино только под конец картины.
Фанаты франчайза принялись незамедлительно выстраивать теории, основываясь на обрывочных фактах и роликах, пиратским образом просочившимся в Сеть. Один представлял из себя пролог картины, в которой два пленника — первый с зашитыми глазами, второй с зашитым ртом — пытались понять, что с ними происходит, другой — сцену вскрытия Конструктора и неожиданный сюрприз, сокрытый в его теле. Общая суть предположений строилась на факте участия в картине Тобина Белла и туманного определения Бусмана: «Это не приквел и не сиквел». Рассуждения сходились к одному — действие фильма должно разворачиваться одновременно с событиями третьей части и проливать свет на прошлое душегуба. Ясности вопросу не добавил даже официальный анонс сюжета от судии: Расследующие смерть детектива Керри, агенты ФБР Стрэм и Перез вместе с детективом Хоффманом разбираются с загадками Конструктора, в то время как похищенному командиру спецназовцев Риггу за девяносто минут нужно пройти новые головоломки маньяка, чтобы спасти друга.
Во всяком случае, ничего из сказанного выше не противоречит крупицам истины, подброшенным киноманам продюсерами. На сегодня известно только одно. Вне зависимости от кассовых сборов (ну разве можно сомневаться в том, что картина окупится в прокате?) на следующий год нас ждет «Пила V». Ее режиссером выступит Дэвид Хэкл, на трех последних сериях работавший художником-постановщиком, а главную злодейскую роль вновь исполнит Тобин Белл. «У него всегда с собой записная книжка, в которой рассказана вся жизнь Конструктора, — рассказывают очевидцы. — Вы можете спросить Тобина о чем угодно: в какой школе герой учился, какой цвет носок предпочитает. У него есть ответы на все вопросы». Ну а раз так, может история Конструктора все еще не рассказана до конца? И за «Пилой V» нас ждет «Пила VI»? Время покажет.
// <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
Ровно год назад, когда Total DVD рассказывал о создании третьей «Пилы», посвященная картине статья заканчивалась пророчеством четвертой встречи с Конструктором. Нюх нас не подвел — если на дворе Хэллоуин, то на экранах «Пила». Такой слоган выбрали для фильма создатели и под таким девизом мы начинаем аутопсию новой членовредительской инсталляции.
«Похищение с продолжением» Специально для Total DVD
Похоже, Голливуд — самое веселое и практичное место на Земле. Где еще случайно оброненная шутка способна инспирировать создание сверхуспешного франчайза, и по сей день собирающего сотни миллионов долларов? Далеко ходить за примером не нужно, вспомните хотя бы «Хищника». В ответ на премьеру «Рокки IV» голливудские остряки начали зубоскалить по кулуарам, что единственным противником, против которого Бальбоа еще не поднимался на ринг, остался спилберговский И-Ти. Братья Джин и Джон Томас нашли шутку не только смешной, но и годной для сценарного зачина — а чем не сюжет столкновение супермена с инопланетянином?! Чем эта история закончилась, знает каждый: в этом сезоне Хищник готовится в четвертый раз предстать перед зрителем, претендуя на солидный кассовый куш.
Сходная ситуация приключилась и с «Пилой», нашедшей вдохновение в пародии на саму себя — «Очень страшном кино 4». Мало того, что, экономя на декорациях, продюсеры триквела попросту одолжили собранную ванную комнату у авторов комедии, так еще и приняли слоган картины («Четвертая и последняя глава трилогии») за руководство к действию. И не важно, что создатели «Пилы» Джеймс Ван, Ли Уоннел и Даррен Линн Бусман не горели желанием продолжать сериал: условия всегда диктовал бокс-офис, так случилось и на этот раз.
Джеймс Ван и Ли Уоннел
По большому счету, намерение Lionsgate сделать «Пилу IV» не было сюрпризом ни для зрителей, ни для идеологов франчайза. Еще после премьеры второй серии студия зарегистрировала домены saw3.com, saw4.com и saw5.com, а в контракте Тобина Белла значился пункт об участии во всех перечисленных сиквелах. Вполне возможно, что у продюсеров даже имелись приблизительные сюжетные наметки продолжений, только человеческий фактор внес в студийные планы собственные коррективы. Во время подготовительных работ к «Пиле III» между стоящей за циклом троицей и руководством Lionsgate вспыхнула ссора. Официально об этом не сообщалось, но несложно сделать выводы по крупицам информации, просочившимся в Сеть.
Сначала Дэнни Уолберг рассказывал в интервью, что не только сыграет в триквеле, но и выступит на картине режиссером. Затем Уолберг бесследно исчез с проекта, хотя в выведенном главным персонажем «Пилы III» Джеффе без труда угадывается детектив Мэттьюс. Наконец, Уоннел и Ван привели сюжет к однозначной развязке, не оставляющей ни малейшей надежды на продолжение. Ясно же, что кровавая вакханалия финала третьей серии была ничем иным, как маленькой местью студии — слишком уж неожиданным оказалось увиденное, и слишком уж небрежно сценаристы свели концы воедино, оставив без объяснения массу загадочных мелочей (к примеру, содержание залитых воском кассет Конструктора).
В пользу наших догадок говорят и поступки студии и авторов перед премьерой триквела. Пока представители Lionsgate разъезжали по Комик-Конам, рассказывая фанатам о готовности сделать еще один фильм — лишь бы сборы «Пилы III» оказались удовлетворительными — Ли Уоннел и Даррен Линн Бусман гнули свою линию, акцентируя внимание в интервью на исчерпанности идей. С их слов выходило, что они постарались сжечь все мосты, недвусмысленно разделавшись с Конструктором, подбив сюжетные хвосты и замкнув действие на первом фильме. Обоим не терпелось последовать примеру Джеймса Вана, давным-давно дистанцировавшегося от франчайза и реализовывавшего самостоятельные проекты.
Даррен Линн Бусман на съемках «Пилы III»
Видимо, огонь прений был достаточно силен, раз стороны не желали идти на мировую. Бусман позволял себе высказывания вроде «Я никогда не соглашусь на новую серию — что может быть унизительнее, чем запомниться парнем, поставившим «Пилу IV»?», а студия, не делая громких заявлений, готовилась к четвертому фильму. Поскольку Ван целиком и полностью поддерживал своих товарищей, и ждать сценарной помощи от него не приходилось, Lionsgate пошла на необычный ход. Продюсеры взяли на вооружение опыт телевизионных коллег и объявили тендер на лучший сценарий квадриквела. В большом кинематографе практика привлечения нескольких команд драматургов к одному проекту распространена в иной форме. Обычно кто-то сочиняет сюжет, затем рукопись уходит в доработку и переписывание — и так до нескольких десятков раз, пока на выходе не образовывается образцовый блокбастер.
В случае «Пилы» студия наняла четырех авторов и поставила перед ними задачу: придумать, каким образом картина будет увязана с имеющейся трилогией. Тот, кто справится с работой лучшим образом, получает контракт на написание сценария и местечко в титрах. Понятно, что задание оказалось сложным и унизительным одновременно — какой уважающий себя драматург с именем ввязался бы в подобную гонку, не имея твердых гарантий того, что его время не будет потрачено напрасно? Для молодых же сценаристов и деятелей независимого жанрового кино этот вызов был калиткой в большой Голливуд.
Фамилии участников сюжетной гонки хранились в тайне, однако кое-какая информация все же просочилась в Сеть. Первым драматургом оказался Томас Фентон. Не пытайтесь вспомнить, где вы могли слышать эту фамилию — бесполезно. Парень куда сильнее известен в качестве осветителя, а самым громким проектом, к которому он приложил руку, была экранизация игры «Двойной дракон». Зато на досуге Фентон любил сочинять истории и даже попробовал себя в режиссуре: в 1995-м он снял боевик «Точка удара», а в 00-х — короткометражную хоррор-версию «Красной шапочки». Вторыми рассказчиками выступили Маркус Данстен и Патрик Мелтон, в конечном итоге заслужившие право сценарировать «Пилу». На них-то мы и остановимся подробнее.
В отличие от нашего телевидения, где что ни сериал — то ментовские войны или байки о золотой молодежи, американские кабельные сети предлагают куда более широкий ассортимент. На одной из них, начиная с 2001 года, выходил «Проект “Зеленый свет”» — продюсерский продукт Бена Аффлека, Мэтта Дэймона и Уэса Крэйвена. По жанру это было сериалити — многосерийный рассказ о создании фильма (первым российским сериалити станет «Мавр» на MTV). В первой серии зрителям представлялось на выбор несколько синопсисов, из которых они выбирали лучший, а затем наблюдали, как сценарная заявка превращается в полноценную рукопись, затем обретает режиссера с актерами, и превращается в полноценный фильм. Финалистом третьего сезона «Зеленого света» был хоррор «Пришество», написанный Данстеном и Мелтоном — весьма оригинальный и динамичный рассказ о посетителях бара, терроризируемого плодом военных генетических экспериментов. Картина настолько остроумно расправлялась с приевшимися штампами кинематографа (и не только хоррора!), что моментально завоевала любовь ценителей жанра. Надо ли говорить, что для «Пилы» участие таких вундеркиндов было манной небесной?
К моменту, когда киноманы пришли в себя после объявления фамилий победивших сценаристов, Lionsgate подготовила еще один сюрприз. Все прения с создателями трилогии были улажены за закрытыми дверями, и Даррен Лин Бусман показал себя настоящим хозяином слова — забыв позерский спитч об «унижении», он подписался на режиссуру картины и отметил, что кто ж еще сможет адекватно рассказать новую главу цикла, как не он? Ли Уоннел и Джеймс Ван тоже не остались без дела, выступив исполнительными продюсерами квадриквела.
Даррен Линн Бусман на съемках «Пилы IV»
О сюжете традиционно авторы предпочли не распространяться, хотя довольно скоро на съемочной площадке случилась утечка — близкий к производству аноним рассказал, что речь пойдет о дальнейших злоключениях Джеффа. Найдя новую видеокассету Конструктора, он делал открытие, что существует еще один смертельный лабиринт, в конце которого заточена его похищенная дочь. Если не пройти ловушки вовремя, ребенка ждет неминуемая смерть. Бусман поспешил опровергнуть слухи, намекнув, что все герои все же погибли, и действие будет разворачиваться вокруг новых персонажей (примерно так, как это было с «Пилой II»), но кто теперь мог воспринять его слова всерьез?
Задуматься над сказанным режиссером пришлось парой месяцев позже, когда побывавшие на съемках корреспонденты отчитались об увиденном и услышанном. Во-первых, несмотря на финал третьего фильма, в картине полноправно действует Конструктор. Во-вторых, сюжет вновь выстроен таким образом, чтобы дополнить головоломку предыдущих серий. В-третьих, авторы действительно дали разгадки некоторым моментам, остававшимся до сей поры в тени — злополучным кассетам в воске и связи между Конструктором и Оби, парнем из «Пилы II», доставившем маньяку его жертвы. По словам репортеров, им ясно дали понять, что действие будет развиваться по четырем параллельным историям, и увяжется все воедино только под конец картины.
Фанаты франчайза принялись незамедлительно выстраивать теории, основываясь на обрывочных фактах и роликах, пиратским образом просочившимся в Сеть. Один представлял из себя пролог картины, в которой два пленника — первый с зашитыми глазами, второй с зашитым ртом — пытались понять, что с ними происходит, другой — сцену вскрытия Конструктора и неожиданный сюрприз, сокрытый в его теле. Общая суть предположений строилась на факте участия в картине Тобина Белла и туманного определения Бусмана: «Это не приквел и не сиквел». Рассуждения сходились к одному — действие фильма должно разворачиваться одновременно с событиями третьей части и проливать свет на прошлое душегуба. Ясности вопросу не добавил даже официальный анонс сюжета от судии: Расследующие смерть детектива Керри, агенты ФБР Стрэм и Перез вместе с детективом Хоффманом разбираются с загадками Конструктора, в то время как похищенному командиру спецназовцев Риггу за девяносто минут нужно пройти новые головоломки маньяка, чтобы спасти друга.
Во всяком случае, ничего из сказанного выше не противоречит крупицам истины, подброшенным киноманам продюсерами. На сегодня известно только одно. Вне зависимости от кассовых сборов (ну разве можно сомневаться в том, что картина окупится в прокате?) на следующий год нас ждет «Пила V». Ее режиссером выступит Дэвид Хэкл, на трех последних сериях работавший художником-постановщиком, а главную злодейскую роль вновь исполнит Тобин Белл. «У него всегда с собой записная книжка, в которой рассказана вся жизнь Конструктора, — рассказывают очевидцы. — Вы можете спросить Тобина о чем угодно: в какой школе герой учился, какой цвет носок предпочитает. У него есть ответы на все вопросы». Ну а раз так, может история Конструктора все еще не рассказана до конца? И за «Пилой V» нас ждет «Пила VI»? Время покажет.