Голливуд отреагировал молниеносно: «Белый Зомби» (White Zombie), снятый режиссером Виктором Халперином за $50 тыс., вышел на экраны в 1932 году. В фильм был приглашен легендарный актер румынского происхождения Бела Лугоши (1882-1956), прогремевший годом ранее ролью графа Дракулы в классической экранизации романа Брэма Стокера.
Сюжет «Белого Зомби» приглашал зрителей отправиться вслед за влюбленной парой в Вест-Индию (разумеется, съемки фильма не выходили за пределы павильонов RKO на Вашингтонском Бульваре). Приглашенные в поместье богатого плантатора влюбленные становились свидетелями темных ритуалов вуду, которые проводил местный рабовладелец (Бела Лугоши), чтобы заполучить себе в подчинение новых рабов, безропотно вкалывающих на плантациях и исполняющих любое желание своего повелителя.
Первые в истории кинематографа зомби появились на пятой минуте фильма: в лохмотьях, молчаливые, бесцельно бредущие в ночи по направлению к проселочной дороге, устремив на луну взгляд пустых глаз. Они послушны своему господину, они безмолвны, они не чувствуют и не испытывают никаких эмоций. Собственно, первые зомби не были агрессивны: они убивали только по приказу своего господина, но уже тогда отказывались умирать от огнестрельного оружия. Разумеется, о поедании человеческой плоти в те времена не могло быть и речи: во-первых, «классический» зомби в понимании зрителей был только инструментом в руках своего хозяина, во-вторых, подобное действо ни под каким видом не смогло бы попасть на экраны кинотеатров.
Фильм заметили, но зомби так и не удостоились постоянной прописки на экранах: в те годы в голливудских ужасах главенствовали граф Дракула (Бела Лугоши) и чудовище Франкенштейна (Борис Карлофф).
Зомби (от банту-конголезского «nzambi» — «бог») — оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать, принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна… (Википедия)
На протяжении следующих двадцати лет зомби так и не стали популярными киногероями. Виктор Халперин предпринял еще одну попытку вывести их на экраны, спустя четыре года сняв «Бунт зомби» (Revolt of the Zombie). Действие фильма было перенесено в Камбоджу, влюбленная парочка уступила место небольшой группе энтузиастов, стремящихся уничтожить «формулу зомби», оказавшуюся в руках местного злодея. Халперин так и не смог вновь заманить в фильм Лугоши, поэтому ему пришлось использовать в некоторых сценах знаменитый дьявольский взгляд актера, позаимствованный в студийных архивах.
Что касается Лугоши, то для него тема живых мертвецов закончилась фильмом Гордона Дагласа «Зомби на Бродвее» (Zombies on Broadway) 1945 года, в котором авторы поиздевались над ходячими трупами, отправив их с небольшого острова прямо на бродвейскую сцену в качестве каскадеров.
В 1941 году зомби достигли пика признания, заработав единственную в истории жанра номинацию на премию «Оскар».
Картина «Король Зомби» (King of the Zombies) Джина Ярбро рассказывала историю нескольких пассажиров самолета, разбившегося у берегов небольшого островка где-то на побережье Южной Америки. Добравшись до уединенной плантации, скрытой от людских глаз в дебрях джунглей, они столкнулись с зомби, работающими на местного господина. Не обладая особыми художественными достоинствами, фильм, тем не менее, получил свою долю популярности, а Американская Киноакадемия номинировала фильм в категории «лучшая музыкальная тема».
Еще одним представителем зарождающегося жанра была лента «Я прогуливалась с Зомби» (I Walked with a Zombie) режиссера Жака Турне. Фильм, вышедший на экраны в 1943 году интересен переосмыслением классического романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»: канадская медсестра Бетси отправляется в Вест-Индию, чтобы ухаживать за больной женой местного плантатора. Зомбирование с помощью ритуалов вуду было поставлено в этой картине на службу любви.
Но ни академические номинации, ни нетривиальное использование атрибутики жанра не помогли эволюции фильмов о живых мертвецах.
Все пятидесятые и шестидесятые годы зомби продолжали топтаться на месте, не пытаясь отойти от классической схемы: различия между «Кровью Зомби» (Blood of the Zombie) и «Безумным доктором Кровавого острова» (Mad Doctor of the Blood Island) были минимальны, жанр пробуксовывал и стремительно терял популярность. Чуть ли не единственным удачным фильмом той поры можно назвать отчаянно напоминавшую «Белого Зомби» картину Джона Гиллинга «Чума Зомби» (The Plague of the Zombies), созданную на легендарной британской студии Hammer. Жители небольшой деревушки в английском графстве Корнуэлл один за другим умирают в результате таинственной неизлечимой болезни. Похороненные на местном кладбище, они восстают из мертвых и заполняют окрестности. Разумеется, во всем оказались виноватыми темные ритуалы вуду.
// <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
За восемьдесят лет, что существует поджанр фильмов о зомби, он пережил немало взлетов и падений, в числе которых нашлось место и номинации фильма на тему оживших мертвецов на премию «Оскар». К высокому искусству эти произведения никогда не относились, но это не останавливает энтузиастов, к которым без сомнения относится и корифей жанра Джордж Эндрю Ромеро. А началось все в 1929 году с записок одного путешественника…
Происхождение вида
Об экзотическом персонаже, именуемом зомби, американцы впервые услышали в 1929 году, когда долгое время проживший на Гаити репортер Уильям Сибрук опубликовал книгу под названием «Остров магии», где, рассказывая о таинствах вуду, посвятил немало места и зомбированию жрецами своей паствы.
Голливуд отреагировал молниеносно: «Белый Зомби» (White Zombie), снятый режиссером Виктором Халперином за $50 тыс., вышел на экраны в 1932 году. В фильм был приглашен легендарный актер румынского происхождения Бела Лугоши (1882-1956), прогремевший годом ранее ролью графа Дракулы в классической экранизации романа Брэма Стокера.
Сюжет «Белого Зомби» приглашал зрителей отправиться вслед за влюбленной парой в Вест-Индию (разумеется, съемки фильма не выходили за пределы павильонов RKO на Вашингтонском Бульваре). Приглашенные в поместье богатого плантатора влюбленные становились свидетелями темных ритуалов вуду, которые проводил местный рабовладелец (Бела Лугоши), чтобы заполучить себе в подчинение новых рабов, безропотно вкалывающих на плантациях и исполняющих любое желание своего повелителя.
Первые в истории кинематографа зомби появились на пятой минуте фильма: в лохмотьях, молчаливые, бесцельно бредущие в ночи по направлению к проселочной дороге, устремив на луну взгляд пустых глаз. Они послушны своему господину, они безмолвны, они не чувствуют и не испытывают никаких эмоций. Собственно, первые зомби не были агрессивны: они убивали только по приказу своего господина, но уже тогда отказывались умирать от огнестрельного оружия. Разумеется, о поедании человеческой плоти в те времена не могло быть и речи: во-первых, «классический» зомби в понимании зрителей был только инструментом в руках своего хозяина, во-вторых, подобное действо ни под каким видом не смогло бы попасть на экраны кинотеатров.
Фильм заметили, но зомби так и не удостоились постоянной прописки на экранах: в те годы в голливудских ужасах главенствовали граф Дракула (Бела Лугоши) и чудовище Франкенштейна (Борис Карлофф).
Зомби (от банту-конголезского «nzambi» — «бог») — оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать, принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна… (Википедия)
На протяжении следующих двадцати лет зомби так и не стали популярными киногероями. Виктор Халперин предпринял еще одну попытку вывести их на экраны, спустя четыре года сняв «Бунт зомби» (Revolt of the Zombie). Действие фильма было перенесено в Камбоджу, влюбленная парочка уступила место небольшой группе энтузиастов, стремящихся уничтожить «формулу зомби», оказавшуюся в руках местного злодея. Халперин так и не смог вновь заманить в фильм Лугоши, поэтому ему пришлось использовать в некоторых сценах знаменитый дьявольский взгляд актера, позаимствованный в студийных архивах.
Что касается Лугоши, то для него тема живых мертвецов закончилась фильмом Гордона Дагласа «Зомби на Бродвее» (Zombies on Broadway) 1945 года, в котором авторы поиздевались над ходячими трупами, отправив их с небольшого острова прямо на бродвейскую сцену в качестве каскадеров.
В 1941 году зомби достигли пика признания, заработав единственную в истории жанра номинацию на премию «Оскар».
Картина «Король Зомби» (King of the Zombies) Джина Ярбро рассказывала историю нескольких пассажиров самолета, разбившегося у берегов небольшого островка где-то на побережье Южной Америки. Добравшись до уединенной плантации, скрытой от людских глаз в дебрях джунглей, они столкнулись с зомби, работающими на местного господина. Не обладая особыми художественными достоинствами, фильм, тем не менее, получил свою долю популярности, а Американская Киноакадемия номинировала фильм в категории «лучшая музыкальная тема».
Еще одним представителем зарождающегося жанра была лента «Я прогуливалась с Зомби» (I Walked with a Zombie) режиссера Жака Турне. Фильм, вышедший на экраны в 1943 году интересен переосмыслением классического романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»: канадская медсестра Бетси отправляется в Вест-Индию, чтобы ухаживать за больной женой местного плантатора. Зомбирование с помощью ритуалов вуду было поставлено в этой картине на службу любви.
Но ни академические номинации, ни нетривиальное использование атрибутики жанра не помогли эволюции фильмов о живых мертвецах.
Все пятидесятые и шестидесятые годы зомби продолжали топтаться на месте, не пытаясь отойти от классической схемы: различия между «Кровью Зомби» (Blood of the Zombie) и «Безумным доктором Кровавого острова» (Mad Doctor of the Blood Island) были минимальны, жанр пробуксовывал и стремительно терял популярность. Чуть ли не единственным удачным фильмом той поры можно назвать отчаянно напоминавшую «Белого Зомби» картину Джона Гиллинга «Чума Зомби» (The Plague of the Zombies), созданную на легендарной британской студии Hammer. Жители небольшой деревушки в английском графстве Корнуэлл один за другим умирают в результате таинственной неизлечимой болезни. Похороненные на местном кладбище, они восстают из мертвых и заполняют окрестности. Разумеется, во всем оказались виноватыми темные ритуалы вуду.