Болгарский фильм Явора Гырдева «Дзифт» взорвал Конкурс 30 Московского кинофестиваля черным юмором и отсылками к нуару и соцреализму.«Впереди страна Болгария, позади река Дунай»
Фактура фильма и есть, собственного говоря, дзифт. Оба значения этого экзотического слова зрителю дальновидно сообщают в самом начале. Дзифт — это, во-первых, гудрон, а во-вторых, на сленге, говно. При просмотре стоит иметь это в виду, вместе с тезисом, предваряющим начальные тиры: «Чем больше дерьма — тем меньше ущерба».
Главный герой «Дзифта», парень по кличке Моль, выходит из софийской тюрьмы и отправляется на поиски своей возлюбленной Ады. На воле его ждут не самые приятные сюрпризы: пока Моль сидел в тюрьме, в Болгарии воцарился коммунизм, а возлюбленная связалась с бывшим сообщником Слизнем. Героя ждут пытки, предательства и бегство по мрачным софийским улочкам. Но он один владеет секретом, как из дерьма извлечь настоящий алмаз. Используя, как догадывается зритель, гудрон.
Явор Гырдев — болгарский режиссер, до недавнего времени работавший в театре. В 2004 году его спектакль «Человек-подушка» участвовал в фестивале «Сезон Станиславского». За Гырдевым закрепилась слава постмодерниста, свободного в выборе художественных средств, психолога и провокатора, идущего в ногу с современными культурными тенденциями.
«Дзифт» — первый полнометражный фильм Гырдева. Здесь видно, с какой свободой обращается режиссер с жанрами и стилями, на первый взгляд, никак друг с другом не сочетаемыми. Советские песни у Гырдева прекрасно вписываются в атмосферу «черного» фильма, а непристойные шуточки преспокойно соседствуют с культурными аллюзиями вроде «роковая женщина — самка богомола». Но истинное удовольствие доставляет «Дзифт» даже не тонкостями жанра и почти тарантиновским драйвом, а неиссякаемым юмором. Это первый по-настоящему смешной фильм в конкурсной программе. Не говоря уже о том, что это единственный выдающийся участник Конкурса.
// Настоящее кино