На пресс-конференции, посвященной выходу новой версии кинофильма «Через тернии к звездам», Кир Булычев отвечал на вопросы журналистов. После конференции он согласился дать изданию Дни.ру эксклюзивное интервью.
Какие ощущения от просмотра новой версии фильма?
Ощущения, конечно, печальные. Очень печальные, потому что нет Ричарда. Если бы был Ричард (Викторов — режиссер «Через тернии к звездам»), все в нашем кино было бы иначе. Я вам точно говорю. Потенциал Ричарда, который он не смог до конца раскрыть, позволял делать вещи, которые никто кроме него не мог сделать. Я когда смотрел даже титры, я все время вспоминал людей. Монтажницу, ассистента режиссера, всю нашу жизнь и понимал, что все это прошло-проехало и так несправедлива жизнь. Николай (Викторов) очень трепетно относился к тому, что сделал Ричард. Фильм получился лучше.
В своих книгах и фильмах Вы очеловечивали космос. Это единение с природой и было концепцией в ходе работы над фильмом?
У каждого есть своя точка зрения. Я думаю, что, когда мы с Ричардом делали фильм и когда Коля с Аней (Викторовы — прим. Дни.ру) делали фильм, не эта концепция была в работе. В чем разница между американской фантастикой и нашей фантастикой? Американская фантастика конструирует реальность. И сем интереснее и изящнее она это сконструирует, тем интереснее это будет смотреться. Мы же в отечественном кинематографе и литературе не можем писать ни о чем и снимать. Поэтому в разговоре о высших сферах, низших сферах. В свое время Ричард вместо слова «конец» хотел написать, что кадры экологической катастрофы на Дессе сняты на территории СССР. Поэтому для меня эта картина актуальна и по сей день.
Ричард Викторов был особым типом человека. Он был удивительно упорным и житейски мудрым. То, что другим режиссерам не удавалось. Они выходили на баррикады и погибали на этих баррикадах. Ричард мог дожать. Он снимал с нас все эти проблемы. Все стороны процесса взял на себя Ричард. В Госкино были люди, должность которых была что-то не пускать. Но у нас был и внутренний цензор. Мы садились с Ричардом, придумывали замечательные сцены. Потом шли обедать и решали, что не пройдет, и придумывали что-то еще.
Вдруг возникла у Ричарда мысль сделать исторический фильм. Вокруг все шумели, хотели снимать фильм про Куликовскую битву. А Ричард предложил сделать фильм, действие которого начинается на следующий день после Куликовской битвы. Понимаете ход мысли. Никто не попробовал ведь это сделать. Почему все романы заканчиваются свадьбой? Потому что автор не знает, что дальше делать с героями.
Ситуация, которая складывалась в 79-м году, когда начиналась война в Афганистане, и ситуация, которая складывается сейчас. Не находите ли Вы, как историк, в этом параллелей?
Вы отправляете нас в конкретное явление, в Афганистан. Когда мы начинали с Ричардом работу над фильмом, мы не отталкивались от каких-то конкретных явлений. Знаете принцип фантастики: «Куда мы идем?». Это очень свойственно российской фантастике: «Дай мне рвануть тельняшку на груди!», а что будет завтра?
Про творческие планы не спрашиваю, но все-таки какие-нибудь продолжения планируются?
Я сейчас смотрел этот фильм и понимал, какие современные в нем есть пассажи. Тот факт, что фильм пойдет в прокат, — это показатель для современного состояния общества. Я думаю, что пять лет назад Коля этого сделать бы не смог. То есть, физически бы смог, но показать бы этого не смог. Этот маятник, который идет от американской массовой культуры, к нашей массовой культуре. Это процесс, который происходит. Сначала мы накушаемся одного, потом другого. В ближайшие два-три года мы должны увидеть появление отечественной фантастики. Когда у Коли рождается идея, он отражает некоторые общественные мысли, не только свои. Поэтому у Коли возникает вопрос «А не сделать ли следующий шаг? Не пойти ли нам дальше?», это просто время у нас такое настало.
К вам сейчас обращаются с предложениями, правами на экранизацию?
Нет. Последний раз ко мне обращались «Алиса» по поводу съемок многосерийного мультфильма, но потом они лопнули. И все. Это не потому, что я такой плохой. Я немножко другой тип фантастического кино. Я могу работать с Колей, но я не могу сейчас работать в социальном кино. Назовите мне за последние два года один фантастический отечественный постановочный фильм.
Да ну что вы!
(мы засмеялись в унисон, с нами смеялся и Николай Викторов, стоявший рядом)
Это как старый анекдот: Имею ли я право? — Имеете. А могу? — Да Вы с ума сошли!
// Настоящее кино