У Меньшикова был театральный проект, у меня была маленькая роль. А здесь предложение сняться в кино, а в главной роли. Сравнить это с кино, с экспедицией в тайгу - даже рядом не стояло. Всегда нужно принимать решения, даже если это кому-то не приятно. Я свой выбор сделал. (о фильме Ехали Два Шофера)
Российское кино в 2001 году пережило всплеск второго рождения. На киностудии Мосфильм шла работа более чем над 80 фильмами. Подобная активность на съемочных площадках наблюдалась в лучшие годы отечественного кинематографа - в середине 50-х годов, когда на экраны вышли "Старик Хоттабыч" и "Карнавальная ночь". Сегодня можно говорить о том, что кино в России снова снимают. Вот только качественных фильмов мало. Хочется надеяться, что это явление временное.
В январе на российские киноэкраны вышел фильм "Ехали два шофера". Картину создали на студии Сергея Сельянова СТВ, принесшей на наши экраны "Братьев" и "Сестер", "Особенности национальной рыбалки" и "Операцию СНГ". Новый фильм просто обязан завоевать народную любовь, такое уж хорошее кино.
Режиссер картины Александр Котт более известен кинокритикам, чем широкому зрителю. Его короткометражные работы традиционно приветствуются на фестивалях. Но большое кино тем и отличается, что оно большое. Человеку, работавшему с "коротким метром", работать над полнометражным фильмом сложно - другое понимание сюжета и кадра. Может быть поэтому фильм кажется немного растянутым. Но от этой тягучести не устаешь, как не устаешь жевать ириску - скоро удовольствие кончится, но его хочется немного растянуть.
Павел Деревянко исполнил в "Шоферах" роль Кольки Снегирева -легендарного шофера из песни "Чуйский тракт". Сам он из Таганрога. Учился в Киеве, потом приехал в Москву, поступил в ВГИК к Хейфецу. Работа в кино для него стала дебютом. Павла заметили на телевидении, приглашают сниматься в телесериалах, но он хочет большего. Сериальная слава не для него. Несмотря на то, что в новый сериал на ОРТ его пригласили на одну из главных ролей, в команду к Абдулову и Башарову, он опасается, что "серьезные" режиссеры, те, что делают больше кино, не будут его воспринимать серьезно. В отличие от Америки, где актеры попадают в Голливуд, как правило, с телевизионных экранов, в России ситуация обратная - телевидение для многих становится омутом, из которого очень сложно снова попасть на большой экран.
Мне удалось встретиться с исполнителем главной роли в этом фильме Павлом Деревянко. Мы сидели за чашечкой чая в кафе Российского Академического Молодежного Театра. Паша следил за действием на сцене по звукам, доносившимся из динамика, и ждал выхода на сцену. Так, между театральным действием, мы и разговорились.
Паша, ты как в кино попал?
Саша (Котт) увидел спектакль "Затоваренная Бочкотара", который мы сделали на втором курсе ВГИКа. Тогда у него уже зародилась идея, а через три года он начал меня искать. Пригласил на пробы. Но для фильма они искали человека постарше. Я тогда молодо выглядел, а по первоначальному сценарию это должен был быть героический эпос. Они долго искали героя, я уже начал репетировать у Олега Меньшикова.
А почему перешел к Котту? Меньшиков широко известен, а Котт знаком исключительно кинокритикам и в фестивальных кругах?
У Меньшикова был театральный проект, у меня была маленькая роль. А здесь предложение сняться в кино, а в главной роли. Сравнить это с кино, с экспедицией в тайгу - даже рядом не стояло. Всегда нужно принимать решения, даже если это кому-то не приятно. Я свой выбор сделал.
Самому кино понравилось?
Знаешь, я второй раз уже смотрел. Мне очень понравилось. Я в середине фильма поймал себя на мысли, что смотрю с открытым ртом, и мне нравится. Мне не стыдно за эту роль.
Кино год монтировалось, что-то не клеилось со сценарием, с сюжетом. Было много проблем с историей героев, особенно с финалом - сценаристов много было. К тому же это Сашина первая полнометражная работа. Он прекрасно чувствует короткий метр, а здесь он получил несколько профессий. Теперь Саша знает, как снимать, как монтировать, как сценарий писать. А Сельянов - лучший продюсер. Он очень много работает, у него лучшие режиссеры: Бодров, Лунгин, Рогожкин.
По сюжету песни главный герой погибает. Что случилось с фильмом?
И по сценарию так было. Мне очень понравилось, что Сашка (Котт) рассказывал: Колька Снегирев падает в пропасть. Но с последним кадром вышло вот что. Я должен был ехать, мы смеемся, моя машина съезжает в пропасть и летит, как дельтаплан. Поля какие-то подо мной. Но не вышло. Снимали уже глубокой осенью под Питером, после экспедиции. Там не успели снять. Готовили площадку к съемкам около месяца, расчищали все. Но там чего-то не хватало для дельтаплана или что-то там переточили. В общем, для финала не получилось материал снять. Вот он какой-то слезливый и получился.
Но от экспедиции осталось ощущения кайфа. Вся съемочная группа еще полгода скучала друг по другу. Мы до сих пор дружим. У нас ведь молодая команда была.
Сам водил машину?
Там, конечно, были моменты, когда садился дублер. Но я очень протестовал. Говорил, что буду все делать сам, я каскадер! Машина 42-го года выпуска. Она стояла на местном заводе, на пьедестале. АМКу сняли оттуда, починили, перебрали. Первую неделю она еще ездила со скоростью 40-45, лихо так, но потом ломалась по несколько раз в день. Там же бензонасоса нет! Топливо поступает прямо в двигатель.
Я лучше, чем Ирка (Ирина Рахманова играла роль Райки) водил машину, но она ни разу не врезалась. Сцену с объездом красного самолета помнишь? Нам Саша сказал, что мы должны близко его объехать. Уже потом он мне сказал, что в моих глазах видел, что я его уже не слышу. Я думал только о том, что мы сейчас поедем. Мы садимся... А самолет реальный ПО-2, весь из фанеры, из жести сделанный. С размаху я в крыло и врезался. Все крыло разворотило. Я был в шоке. Самолет только привезли. Летчики-механики уже улетели. Они должны были через день-два только приехать. Самолет, конечно, залатали. Преимущество этого самолета - можно весь изрешетить, но он будет летать.
Девочку как-то придавил. Когда снимали сцену на празднике, я должен был через толпу проезжать. Мы несколько дублей снимали. Всем кричали, чтобы расходились перед машиной. В один момент девочка какая-то не успела отойти. Я ее крылом зацепил, она упала, и я ей по ногам проехал. Старые бабки завизжали: "Убили!". Я думал, что поседею. Режиссер кричит "Стоп!". Все орут! Дорога была песком засыпана, потому она совсем не пострадала, так, пара царапин, синяков. Вызывали скорую, милицию. Я рассвирепел, кричал: "Мне наплевать на все!", к директору всех отправлял. Пожар на съемках был, один человек чуть не сгорел. Я в столбы врезался. Машина совсем без тормозов. Я когда за руль сажусь, у меня крышу сносит. Хочу лететь быстрее ветра, а машина еле тащится. Мне говорят - не гони, я жму газ до пола, машина ломается.
Скорее это надо с Коттом говорить, но поскольку так получилось, что в истории хэппи-энд, продолжение будет?
Нет. И мысли такой не было. Это не его (Котта) кино. Его кино другое. Была идея, были деньги. Но что-то не получалось. В итоге вообще думали этот проект закрыть. Но вдруг решили попробовать. У него много идей, разные истории переплетены, в них много детей.
Я многим очень недоволен. Считаю, что часто что-то делается дешево. Я же рак по гороскопу и по натуре, поэтому иногда себя пожираю.
С другой стороны, раки живут в чистой воде, но питаются падалью.
// Настоящее кино