Летом на экраны выходит экранизация комикса, рассказывающего не о людях, обладающих удивительными способностями, и не о представителях криминального мира. «Джона Хекс» зайдет на почти неисследованную кинокомиксами территорию вестерна. Из прошлых попыток перенести на экран графическую историю о ковбоях вспоминается разве что французский «Блуберри». Но в этот раз ставки выше.
Джона Хекс — охотник за головами с Дикого Запада, сражавшийся в Гражданскую войну на стороне Конфедерации. Ее форму он не перестал носить и после официального окончания войны. Жесткий, циничный, но благородный, созданный сценаристом Джоном Албано и художником Тони Дезунигой Хекс во многом списан с героев Клинта Иствуда, особенно Человека Без Имени из трилогии Серджио Леоне. Впервые Джона появился в 1972 году в десятом выпуске антологии All-Star Western (вскоре переименованной в Weird Western Tales) и прожил там до 38-го выпуска, пока ему, наконец, не выдали собственную серию.
Отдельно стоит отметить, что Джона Хекс принадлежит к той же вселенной, в которой существуют Супермен, Бэтмен, Зеленый Фонарь и прочие супергерои издательства DC, просто (в соответствии с хронологией) жил он еще до их появления. В классическом мультсериале Пола Дини и Брюса Тима Batman The Animated Series даже был эпизод с его участием. Эта приятная мелочь, естественно, актуальна только для комиксного оригинала и верно следующих ему адаптаций вроде упомянутого мультика, на фильм она не распространяется. Но все равно не будет лишним знать.
Все 92 номера комикса Jonah Hex писал Майкл Фляйшер, подхвативший персонажа у создателей еще во время издания антологии. В общей сложности он работал над Хексом двенадцать лет и благодаря нему сформировался каноничный образ персонажа.
Отец Хекса, алкоголик, продал сына в рабство племени индейцев Апачи. Но дела у Джоны сложились лучше, чем предполагалось — он спас вождя от горного льва и был провозглашен почетным членом племени. Сына вождя разбирала зависть, переросшая в ненависть и вражду с Хексом. Спустя несколько лет Джона вызвал сына вождя на священную дуэль на томагавках. Когда томагавк Хекса сломался, ему пришлось защищаться ножом. Апачи посчитали это нарушением правил и оскорблением ритуала. В наказание Хексу прижгли лицо раскаленным томагавком — так он и получил шрамы на лице, выделяющие героя из сотен других ковбоев.
Что до Квентина Тернбулла, который в исполнении Джона Малковича будет главным злодеем в фильме, то в комиксах он был отцом лучшего друга Хекса Джеба. Во время Гражданской войны, после указа президента США о провозглашении эмансипации, Джона сдался силам Союза, но не раскрыл место расположения своих людей. Однако, их все равно нашли и уничтожили, выставив Хекса предателем. Джеб Тернбулл как раз был среди убитых солдат-конфедератов, и Квентин ошибочно обвинил в смерти сына Хекса, поклявшись отомстить. Интересно, что эта история частично перекликается с жизнью известного преступника Джесси Джеймса, якобы убившего солдата, которого обещал защищать.
Комиксы не были бы комиксами, если бы Джону Хекса оставили заниматься тем, что у него получается лучше всего. В 1985 году серию Фляйшера прикрыли, тут же запустив комикс с лаконичным названием Hex. Сценарист остался прежний, но внутри произошли радикальные изменения. Хекс внезапно очутился в XXI веке в обстановке пост-апокалипсиса и стал воином наподобие Безумного Макса. Это как если бы Джейсон Вурхиз вместо домика у озера крошил людей на космическом корабле в далеком будущем. Ой, а ведь так и было… ну, неважно.
Новую версию похождений Джоны восприняли довольно прохладно, и она закончилась на 18-м выпуске. В 90-х Хекс вернулся, и снова в необычной ипостаси, но тематически уже гораздо ближе расположенной к фильму. Vertigo, подразделение издательства DC, выпускающее не связанные с основной вселенной комиксы с высоким возрастным рейтингом, издало три мини-серии, написанные писателем-фантастом Джо Р. Лэнсдейлом. В них история сделала крен в сторону мистики и хоррора: Хекс сражался с зомби и лавкрафтовскими монстрами. По одной из версий, нечто подобное (с зомби) нас ожидает и в грядущей экранизации.
Фантазия на тему была хороша как фантазия на тему, но, в конце концов, на страницы комиксов вернулся каноничный Джона Хекс. С ноября 2005 неразлучные (почти как Нивелдайн и Тэйлор) сценаристы Джастин Грей и Джимми Пальмиотти начали второй том серии Jonah Hex, охватывающий всю жизнь и карьеру титульного героя. К ней уже успела приложить руку масса известных в индустрии художников. Серия довольно неплохая и весьма рекомендуется к прочтению тем, кто героем действительно заинтересовался.
До премьеры остается всего четыре месяца, но пока не совсем понятно, насколько силен будет в фильме мистический элемент и ждет ли нас жанровая смесь, либо же вестерн с вкраплениями сверхъестественного. Но нам с вами, повидавшим уже не один десяток экранизаций, прежде всего важно, чтобы получился хороший фильм. На шедевральность «Джона Хекс» претендует вряд ли, да и персонаж не настолько раскрученный, как его соседи по вселенной, но все же очень хочется, чтобы изуродованный ковбой показал себя с лучшей стороны.
// Настоящее кино