На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на сценарий «Уолл-стрит: Деньги не спят» фильм Уолл-стрит: Деньги не спят Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
Рецензия на сценарий «Уолл-стрит: Деньги не спят»

Рецензия на сценарий «Уолл-стрит: Деньги не спят»

автор Денис Данилов | 29.03.2010

В карьере Оливера Стоуна это первый сиквел, и эмоции из студийных кулуаров настраивают на Событие. Фильм выйдет на мировые экраны в конце сентября, но мы не смогли отказать себе в удовольствии узнать, чем же нас подивит продолжение «Уолл-стрит».

Money Never Sleeps
Автор: Аллан Лоэб
Жанр: драма
Синопсис: Отмотавший срок бывший корпоративный рейдер Гордон Гекко выходит из тюрьмы в совершенно новый мир, стоящий на пороге финансового кризиса. Он — динозавр, чьи методы давно устарели, а репутация играет дурную службу. Но именно его выбирает в партнеры молодой трейдер Джейкоб Мур, предлагающий Гекко сделку: он налаживает отношения старика с дочерью, не общавшейся с ним одиннадцать лет и винящей Гордона за самоубийство брата, а тот помогает ухаживающему за девушкой Джейкобу вскарабкаться на вершину финансовой лестницы.
Статус: пост-продакшн
Объем: 125 стр.

Как бы кощунственно не звучали два следующих утверждения, первый «Уолл-стрит» был далек от совершенства и это тот самый фильм, который нуждался в сиквеле. Сложно отстраненно сформулировать, что именно было не так — конечно, когда лента докатилась до нас, мы мало что знали о биржах («это толпа людей, орущих друг на друга и швыряющихся бумажками» — по меткому определению одного из рецензентов), да и сам яппи-жанр выстроен на чуждых ценностях, но собирательный образ акулы капитализма заслуженно принес «Оскар» Майклу Дагласу, а произнесенный скрипучим голосом постулат Greed is good, наверняка, висел распечатанным на формате А4 не в одном офисе.

В общем, если и следовало комментировать текущий финансовый кризис, то почему бы не через призму Гордона Гекко?

Оливер Стоун, нужно отдать ему должное, при всей плачевности своей фильмографии, от сиквела отказывался долго — пока прогремевший по студиям «Тем, что мы потеряли» Аллан Лоэб не выдал свою рукопись. Важно, пожалуй, заметить, что если для студий подобного рода продолжения всегда выгодны, то с потребительской точки зрения они не всегда безупречны: велика опасность скатиться в авторефрены и рефлексию. Но сценарий Лоэба угодил в «Черный список» (перечень лучших рукописей за год, составленный по результатам голосования девяноста продюсеров и агентов), что очень почетно само по себе. Ну и по последним данным, студия настолько уверовала в картину, что сместила премьеру на полгода вперед ради выступления на Каннском фестивале.

Итак, год 2008-й. Гордон Гекко шесть лет как вышел на свободу, но решением суда не имеет права участвовать в торгах, поэтому на жизнь зарабатывает лекциями перед молодыми финансистами. Его дочь Винни винит отца в смерти старшего брата — Гордон мотал срок, когда семья так остро в нем нуждалась. За Винни ухаживает юная звезда Уолл-стрит Джейкоб Мур, поставленный на ноги миллионером Эндрю Зэйбелем. Но инвестиционный фонд Зэйбеля терпит крах: кто-то пустил слух о грядущем скандальном разоблачении, акции фонда сбрасываются за бесценок и не выдерживающий давления обстоятельств Эндрю Зэйбел кончает жизнь самоубийством. Джейкоб подозревает, что за трагедией стоит акула Бреттон Вудс и решает отомстить. Но для этого ему нужен колоссальный опыт Гордона Гекко, и тот предлагает парню сделку: помощь в виртуозной расправе в обмен на примирение с дочерью.

Лучший сиквел на свете, как известно, это «Терминатор 2» с образцовой эволюцией персонажей от хорошего к плохому и наоборот. Этот шаблон, конечно, полноценно к «Деньги не спят» не применим (по сути, единственным сквозным персонажем остается Гекко), но в какой-то степени Лоэб придерживается такого же вектора. Собственно, этим Гордон начинает встречу со студентами:

Кто-то припомнил мне однажды, что когда-то я сказал: «жадность это правильно». Клянусь, я этого не помню, но звучит, как то, что я любил говаривать в восьмидесятых.
(пауза)
И тогда это было верным. Жадность была правильной. Америка нуждалась в жадности, рисковых сделках и рычагах, чтобы стать супердержавой, которой мы являемся… или являлись. И капитализму были необходимы жадность, риски и рычаги, чтобы стать сегодняшней экономической платформой… но те методы, которые создали нас, сегодня угрожают нас же уничтожить.

Вообще, Майклу Дагласу повторно повезло. Притом, что его герой снова выступает закадровым манипулятором, созвучие его действий текущей рыночной картине и та траектория раскрытия характера, которую предложил Лоэб, запросто могут привести его к номинации. Скорее, будет очень странно, если этого не произойдет. И, заканчивая с кивками на оригинал, конечно же, драфт не обошелся без камео Чарли Шина. Судя по trivia-секции IMDb, на съемках все переигралось (сейчас там утверждается, что в кадре кроме Чарли побывают Мартин Шин и пара эпизодников первой серии), но в имеющейся у нас редакции сценария Бад Фокс появится в постоянно маячащих на заднем плане бизнес-новостях с рассказом о том, как Blue star Airlines из крохотной местечковой компании превратилась в третьего по объему национального авиаперевозчика.

Одним словом, с идейной преемственностью и бережливостью к оригиналу у Лоэба все в порядке, но это не значит, что рукопись безупречна во всем.

Три главные проблемы сценария, это скачкообразная структура действия (сюжет скользит по календарю, лихо разменивая месяцы — нечто подобное можно было наблюдать в прологе «2012»), формат рассказа (больше напоминающий упрощенную экранизацию сводок того же Fox Business) и одномерный антагонист. Нам даже не предлагают усомниться в виновности Бреттона Вудса, просто указывая на него пальцем и начиная плести заговор. И Вудс в этом контексте больше смахивает на бондовский архетип со всеми стандартными опциями — частный вертолет для Джейкоба, чтобы провести собеседование в Лондоне; фонд, недвусмысленно названный Locust (саранча); «Сатурн, пожирающий сына» Гойи во всю стену кабинета и какая-то чрезмерная гонка на мотоциклах во время обсуждения будущей стратегии. Не хватает самой малости, чтобы превратить Бреттона в фарс, но, к счастью, Лоэб вовремя остановился. Весь груз роли целиком ложится на плечи Джоша Бролина, отрицательной харизмы которому не занимать, но весь вопрос в том, не выйдет ли у него персонаж-функция.

И диалоги. Представьте, что вы попали на конвенцию физиков-ядерщиков, где вам предстоит провести два увлекательных часа: время от времени сценарий вызывал такие же смешанные чувства. Нет, разворачивая действие в сердце финансового мира, естественно, необходимо использовать тамошние терминологию и жаргон, но периодически палка казалась перегнутой, и становилось как-то особенно неуютно за будущую локализацию.

За соседний столик села женщина, сразу привлекшая
внимание деривативного трейдера.

ДЕРИВАТИВНЫЙ ТРЕЙДЕР
Полагаю, шины Goodyear обязательны
к рассмотрению.

Менеджер страхового фонда обернулся на женщину.

МЕНЕДЖЕР СТРАХОВОГО ФОНДА
Определенно. И шины натуральные.

Аналитик выглядит еще более озадаченным.

АНАЛИТИК
Goodyear? Чего вы несете?
ЧАСТНЫЙ АКЦИОНЕР
Кто-нибудь, просветите его.
МЕНЕДЖЕР СТРАХОВОГО ФОНДА
Boeing, тикер BA – Большая задница (Big Ass)
Goodyear, тикер GT – Клевые сиськи (Great Tits)
АНАЛИТИК
(догадавшись)
А, так это код…

В сценарии Родригеса «Мачете» есть сцена, в которой продавец оружия нахваливает товар. И в рукописи вместо разветвленной терминологии стоит ремарка — «типичный монолог о преимуществе данного оружия». Так вот, часть диалогов «Уолл-стрита», а сцена выше, как вы поняли, носит юмористический характер (и разворачивается на частной вечеринке в клубе), легко укладывается в упомянутый родригесовский формат. Какие эквиваленты для подходящих по буквам маркеров будет искать отечественный прокатчик — даже страшно предположить. Не в том плане, что у него не получится, а в смысле, как долго придется искать подходящие аналоги. Впрочем, Голливуд не был бы Голливудом, если бы не думал о зрителе. И даже несмотря на такие речевые спарринги, следить за развитием событий не составляет чрезмерного труда. Плюс, сюжет подбрасывает пару крутых поворотов, рассказать о которых означало бы украсть у вас половину удовольствия. Да, последние двадцать пять страниц сценария с лихвой оправдали любые замеченные в нем неровности, а поскольку еще в «Адаптации.» Чарли Кауфман говорил, что зритель запоминает финал, «Деньги не спят» определенно произведут впечатление.

теги: кино на бумаге, драма

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Уолл-стрит: Деньги не спят

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.