![]() |
|
|
![]() |
![]() Печали и радости Майка Лиавтор Максим Марков | 21.05.2010В конкурсе нынешнего Каннского кинофестиваля снова участвует Майк Ли — на сей раз с картиной «Еще один год». Будучи великим представителем современного британского кинематографа, этот режиссер никогда не снимал «громких» шедевров, его фильмы просты и будто бы незамысловаты. Тем не менее, он уже побеждал и в Каннах, и в Венеции, и по всему свету. Когда в 1996-м году «Золотую пальмовую ветвь» получила картина Майка Ли «Тайны и ложь», по кинематографическому миру пронеслось то ли легкое разочарование, то ли удивление, то ли даже возмущение. Дело в том, что Гран-При жюри — вторую по значимости награду — в тот год получил Ларс фон Триер за свой шедевр «Рассекая волны». Именно что шедевр: о том, что это произведение из ряда вон выдающееся, говорил в ленте каждый кадр, каждый звук, каждое движение. А у Майка Ли — ни Бога, ни колоколов, просто люди — со Просто Каннский фестиваль в том году оказался верным самому себе: выбрал в победители не громкий, не вопиющий шедевр, а тихий и скромный (но не менее выдающийся). В котором нет вот этого «Кино», а есть «кино без кино», чудо, рождающееся как будто бы ниоткуда. Впоследствии к каннскому золоту прибавились еще пять номинаций на «Оскар» и множество разнокалиберных международных наград (ленту отметили от Испании до Австралии). Сегодня, спустя годы, каждый может сам сравнить эти фильмы и вынести свой вердикт, и сегодня даже, пожалуй, еще более очевидно, какое сложное решение выпало на долю председателя каннского жюри Ф.Ф. Копполы и его коллег. Обе эти картины — и «Рассекая волны», и «Тайны и ложь» — это Великие картины. Но они велики совершенно по-разному. Кажется даже, что они вообще находятся на разных полюсах мироздания. Хотя в них можно, конечно, при желании найти что-то общее, но как разняться авторские интонации! Триер со свойственной ему привычкой бьет наотмашь, его фильм — потрясение. Майк Ли говорит почти шепотом, очень выдержано и очень спокойно. Но от этого (благодаря этому) его лента потрясает не меньше. Да, в ней нет того «взрыва», но в финале тоже почему-то хочется плакать. Но не от горя, не от осознания трагедии — напротив, от счастья, от того, что у этих людей, которых успел уже немного полюбить, стало вдруг все хорошо. Вот в этом и есть разница режиссерских миров, разница видения: кто-то хочет зрителя раздавить, убить, выжать: как все плохо. Кто-то — и Майк Ли в их числе — стремится дать человеку надежду на то, что все образуется. В «Тайнах и лжи» есть такой эпизод. Герою-фотографу позирует молодая женщина. Крупный план, нам виден только ее профиль: подлинная, неописуемая красота! И тут она поворачивается, и мы ужасаемся: вторая половина ее лица обезображена ужасным шрамом. Но вместе эти половинки — одно целое. Так и сами фильмы Майка Ли: сочетающие и неприглядные стороны жизни, и ее красоту, которую за этими «шрамами» не сразу и разглядишь, а она есть. ![]() Тимоти Сполл в фильме «Тайны и ложь» Большинство этих картин как будто бы ни о чем. В них что-то вроде бы и происходит, но выразить словами, что именно, так же сложно, как сложно выразить на бумаге саму жизнь. В этих фильмах — живут. И какое-то кардинальное действие, что-то переворачивающее в буднях героев, на весь фильм — одно. Поэтому сами сюжеты легко, при желании, могут быть скомпонованы в одну строчку. Чернокожая дочь находит белую мать («Тайны и ложь»). «Беззаботная» девушка учится водить машину. Подруги-«Карьеристки» встречаются и вспоминают молодость. Добрая тетя, желая помочь неадекватному племяннику, нанимает его делать ремонт, тут некстати встревает другой родственник — нормальный, но безработный («Тем временем»). У толстого мальчика случается сердечный приступ («Все или ничего»). Сумасбродный мужик открывает ресторан («Сладости жизни»). Говорит ли подобный пересказ что-либо существенное о картинах? Нет, разумеется. Потому что в эту строчку Майк Ли вкладывает неизменно больше, чем это случается в твиттере. И для этого ему не нужны даже сценарии: уникальность его фильмов во многом обусловлена тем методом, Упомянутая выше секретность такова, что актерам зачастую запрещается рассказывать, о чем лента, даже своим ближайшим родственникам. Более того, как правило, они и сами не знают всего сюжета, будучи осведомлены только о том, что касается непосредственно их героя. В этом странный (как может показаться стороннему наблюдателю) парадокс режиссерского метода. С одной стороны — длительные репетиции, с другой — Майк Ли оказывается сторонником естественных реакций, когда дело доходит до ключевых поворотов сюжета. Поразительно: в «Тайнах» исполнительницы главных ролей никогда не видели друг друга до того момента, пока не встретились их героини. И получается, что не только экранная мать, но и сама Бренда Блетин была без меры удивлена тому, что ее «дочка» оказалась черной! А когда снималась «Вера Дрейк», только Имельда Стонтон была в курсе того, чем, собственно, занимается Вера в свободное время, все остальные актеры узнали об этом одновременно со своими персонажами. ![]() Имельда Стонтон в фильме «Вера Дрейк» «Вера Дрейк» (2004) — второй общепризнанный шедевр Майка Ли. Очень сдержанный, очень лаконичный и принесший своим создателям «Золотого льва» и актерский «Кубок Вольпи» Венецианского кинофестиваля. Героиня Стонтон — простая домохозяйка, сама доброта. Ее заработок — уборка в богатых домах. Ее подлинное призвание — помощь ближнему: будь то немощный сосед, будь то собственная дочь, которой Вера мимоходом, всего лишь теплым словом и улыбкой устраивает личную жизнь с таким же, как и та, недотепой. И также мимоходом, каждую пятницу Вера заходит в гости к ждущим ее молодым и не очень женщинам: чтобы, как она выражается, помочь им выкинуть. Говоря яснее, элементарным способом, с помощью мыла и терки, всего за несколько минут Вера Дрейк делает аборты. А на дворе стоят 50-е, и власти это не поощряют. «Как она могла быть такой эгоистичной?» — восклицает та, которая из одного нового дома намерена переезжать в другой, тоже новый, только побольше, и теперь боится, что арест ее родственницы этому помешает. А между тем именно эгоизма в Вере Дрейк нет ни капельки. Весь смысл ее жизни — помогать тем, кто в ее помощи нуждается. Ни на секунду не задумываясь, что однажды это может привести ее на скамью подсудимых. Понятно, что старательно перенося на экран жизнь, автор фильма, в ходе тех самых репетиций, делает некую выжимку, оставляя если и не самое главное, то самое для него важное — в описании этой самой жизни. Это моменты, потихоньку складывающиеся в некое единое повествование. И среди них всегда есть такие, которые запоминаются особо (у каждого, конечно, они могут быть свои). Как прекрасна вся линия с дочерью Веры Дрейк: от первого визита потенциального жениха (какие смущенные глаза у девушки!) до того, как он сделал ей предложение (какое в тех же глазах счастье!). А в «Тайнах» — эпизод, когда героиня получает папку с именем своей биологической матери; вот чудесный пример того, что нет маленьких ролей: Лесли Мэнвилл, игравшая у Ли и главные роли, здесь проводит на экране всего несколько минут, но созданный ею образ социальной работницы застревает в памяти как влитой. Не забыть и того, как героиня Салли Хокинс в «Беззаботной» впервые является на урок фламенко. Фильмы Майка Ли могут не сразу «пойти». Но в какую-то секунду обязательно должен случиться щелчок: ага, интересно. И эти не всегда симпатичные герои вдруг станут не только узнаваемыми, но и почти что родными. ![]() Дэвид Тьюлис в фильме «Обнаженные» А еще герои Майка Ли страсть как любят пофилософствовать. Таких у него — целая портретная галерея, и первым среди них идет Джонни из «Обнаженных» (1993), донельзя отчаявшийся человек, про которого говорится, что выглядит он на сорок, а на деле ему 27. Дисгармония с самим собой заставляет его метаться из угла в угол, из дома в дом, из города в город, приводит к беспорядочным связям и хаотичным знакомствам. Он явно неглупый, безмерно начитанный, готовый рассуждать на самые сложные темы, делая при этом обескураживающие порой выводы («Амеба думала, что разовьется в лягушку?»). Но при всем при этом, он как стрела, выпущенная в небо, но потерявшая цель, получившая импульс, но закрутившаяся в жизненном водовороте. «А мертвеца когда-нибудь видел?» — спрашивает его знакомая. «Только себя», — правдиво отвечает герой. С этим фильмом режиссер впервые участвовал в конкурсе Каннского фестиваля, и сразу успешно: сам получил приз за режиссуру, а Дэвида Тьюлиса жюри назвало лучшим актером. Обретя благодаря «Тайнам» всемирную славу, Майк Ли снял достаточно скромную картину «Карьеристки» (1997). Элегантная, вроде бы состоявшаяся женщина приезжает в Лондон к лучшей подруге, столь же стабильно стоящей на ногах (с прибытия в столицу начинаются и «Обнаженные», где героя точно также Помимо прочего, в ленте между делом проявляется одна из основополагающих тем творчества режиссера: столкновение устойчивого мира буржуа и изгоев-пролетариев. От нечего делать подруги шатаются по сдаваемым в наем богатым квартирам, осматривают их, будто бы примериваясь: а стоит ли здесь жить. В одном таком роскошном пентхаусе они спрашивают у хозяина, имея в виду окно с безупречным видом: «Наверно, в ясный день вы наблюдаете отсюда за классовой борьбой?» — «В ясный день отсюда далеко видно, милая», — не почуяв подвоха, отвечает персонаж Энди Серкиса (будущего Горлума и Кинг-Конга!). Кстати, в том же пентхаусе есть такая сцена: средний план героинь, склонившихся с балкона, вид на них снизу. И едва они выпрямляются, исчезая из кадра, как высоко в небе пролетает вертолет. Что это, как? Зная дотошность режиссера во всем, что касается правды жизни, поневоле задумаешься. В то, что ради этой секунды вертолет целенаправленно вели по нужному маршруту (как и в компьютерную графику) верится слабо: бюджеты у Майка Ли, как правило, крохотные, не до подобных излишеств. Так что же — удачная случайность? Или этот вертолет специально ждали, часами не начиная снимать, пока он не окажется поблизости? У кого будет возможность — не забудьте при случае уточнить. Некоторые эти картины создают ощущение некой безделицы. Но именно такие безделицы с годами ценятся выше антиквариата. Их год от года выдает, например, Вуди Аллен, и в некоторых фильмах Майк Ли очень близок ему по настроению. Если их сравнить, то найдется много общего: такие же «простые» (но внутренне сложные) герои, такие же немудреные (казалось бы) сюжеты, такая же видимая легкость в манере повествования. Но их отличие принципиально: Майк Ли неизбежно социален. То, что у Аллена превращается в анекдот, оформленный изящными завитушками, у Ли — суровая правда жизни. Так оно все и есть — смешного мало. Хотя вообще-то его ленты тоже полны колкостей и шуток (часто матерных). «Обнаженный» Джонни осматривает комнатку, которая ему заранее не нравится, и ехидно делится впечатлениями с подругой: «Тут уютно. Смотри-ка, и потолок наверху, и пол внизу, и стены на месте, все как у людей!». В другой раз собирается в душ и спрашивает у хозяйки дома: «Слушай, а ты не полезешь на меня с тесаком в мамашиных шмотках?» (угадайте, к чему это он). «Кто эта малютка?» — спрашивают в «Карьеристках» о девочке на фотографии, — «Моя дочка, ее зовут Вторник. Она родилась в субботу, но ее мать с придурью». Двое гадают по книге; она с нескрываемым подтекстом спрашивает у мисс Бронте, когда же ей предстоит заняться любовью? Он, не поняв намека, из всех возможных вариантов натыкается почему-то на слово «Смерть» — конец, значит, ее сексуальной жизни. Когда же в свою очередь он загадывает то же самое, она не теряется и мстит: «Рики, здесь пустая страница». ![]() Лесли Мэнвилл и Тимоти Сполл в фильме «Сладости жизни» В «Сладостях жизни» хозяин ресторана узнает, что официантка сбежала от него буквально накануне открытия, и он придается мечтам, не менее сладостным, чем его блюда: «Если я когда-нибудь увижу ее, я пырну ее ножом в живот, сниму кожу с ее лица!». Или муж подвернул на производстве ногу, и жена его ободряет: «Знаешь, Энди, хорошо, что ты не лошадь», — «Почему?» — «Тебя бы пришлось пристрелить». А сколько шуток в «Беззаботной», весь фильм, по сути, на них построен. Очаровательнейшая картина. По количеству позитивной энергии почти как «Париж, я люблю тебя»: светлая, добрая, сплошная радость. Салли Хокинс за нее более чем заслуженно в 2008-м «Серебряного медведя» из Берлина утащила. Не видели — посмотрите. Если не разобраться, может сложиться впечатление, что все фильмы Майка Ли более-менее одинаковые. В какой-то мере так и есть: Лондон, наши дни — что тут нового скажешь, над чем особенным поплачешь, над чем неожиданным посмеешься? Понятно, что каждый раз автор находит новые изюминки, но принцип не изменен (никто же, в конце концов, не укорял того же Вуди Аллена, что он в Нью-Йорке все время снимал). Но есть все же два исключения: упомянутая «Вера Дрейк», уходящая в 50-е годы, и «Кутерьма» (1999) — вообще про XIX век. Однако «Кутерьму» отличает от прочих работ режиссера не только выбранная эпоха. Здесь певец пролетариата неожиданно обращается к жизни избранного класса (театральной элиты) и делает мюзикл. Нет, правильнее сказать: костюмный фильм с музыкальными номерами, что объяснимо содержанием: в старом Лондоне ставят оперу на японский сюжет. ![]() Джим Броадбент в фильме «Кутерьма» Здесь тоже имеются интересные моменты, например, очень забавно обыгрывается тема надвигающегося на героев прогресса: когда двое говорят по телефону шифром, на тот случай, если их подслушивает телефонистка. Или когда престарелый отец жалуется, что зря простоял под дверью, а виной всему новомодная кнопка электрического звонка, которую он не захотел нажимать из принципа. И хотя те, кто полюбил режиссера по «простым» картинам, этой «богатой» лентой могут быть серьезно разочарованы, именно в ее активе две премии «Оскар»: за грим и за костюмы (синтез английского ретро с японским, да еще в рамках роскошной оперы — приятная задача для любого художника!). Ряд серьезных наград, высшая из которых «Кубок Вольпи» Венецианского кинофестиваля, также получил и актер Джим Броадбент, возможно, именно эта роль приведет его совсем скоро в «Мулен Руж», и именно этот успех станет своеобразной прелюдией к будущему «Оскару» за «Айрис». Кстати сказать, Броадбент, кажется, единственный из любимцев Майка Ли, кто добился такого безусловного международного признания (не будем брать в расчет раннюю картину режиссера «Тем временем» (1984), где играют сразу и Тим Рот, и Гэри Олдман, и Альфред Молина). Хотя актерских наград у его фильмов — не счесть (от фестивального признания до «оскаровских» номинаций), имена самих артистов, увы, мало что говорят широкому зрителю. Однако их лица отлично знают даже дети: спасибо «Гарри Поттеру», завербовавшему лучшие британские резервы. Каннский лауреат Дэвид Тьюлис — это несчастный Люпин. Фаворитка Венеции Имельда Стонтон — мерзкая Долорес Амбридж. Тимоти Сполл — Питер Петтигрю, более известный как человек-крыса. Гэри Олдман — ну, мы все знаем Олдмана и без «Гарри Поттера». Да, тот же Броадбент — это Гораций Слизнорт, ключевая фигура «Принца-полукровки».
Но тем не менее, «Мрачные мгновения» (первый фильм режиссера, за который он еще в 1972 году получил главную награду кинофестиваля в Локарно) сменяются «Высокими надеждами» (следующая кинолента Ли, снятая им почему-то только в 1988-м: 15 лет в промежутке были отданы работе на телевидении), которые герои стараются уже не терять. Несмотря ни на что, они живут и верят, что и на их улице будет праздник. В фильме «Сладости жизни» (1990) жена два года не может заставить суженого гвоздь вбить. Но когда он вдруг покупает фургончик, в котором собирается готовить и продавать еду, она хоть и посмеивается над ним, но и гордится: значит, он еще не опустился на самое дно, значит, он еще хочет, стремится, карабкается из этой ямы, что их жизнью зовется. Он борется. Все еще впереди. В этих фильмах есть еще одна чрезвычайно важная деталь, которую необходимо отметить: музыка. Ее обычно немного, и она, как может показаться, совсем незатейлива и проста, но как раз этой простотой она и прекрасна. Так вот, мелодия, написанная Рэйчел Портман для «Сладостей жизни», несомненно, служила вдохновением для оскароносного саундтрека «Вверх». И эта схожесть музыкальных мотивов даже немного символична. Конечно, британские пролетарии не взлетают со своими домами на воздушных шариках и не отправляются в далекие края за синей птицей. Но уверен: были бы не прочь. И Майк Ли своими картинами им в этом пусть немного, но помогает. А так как жизнь непростая везде, стало быть, и работы его, привязанные сюжетно к Лондону, по духу поистине интернациональны. Потому что и у нас, например, найдутся семьи (как в фильме «Все или ничего»), которые в худшие моменты своего бытия принимаются вспоминать счастливую молодость и приходят к простому, но единственно верному выводу: «У нас ничего не было. У нас были мы. И было достаточно». ![]() | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |