![]() |
|
|
![]() |
![]() Самые кассовые документальные фильмы в историиавтор Дмитрий Пищулин | 23.02.2011Меньше чем через полгода, 24 июля 2011 года в мировой прокат выйдет документальный фильм «Жизнь за день*». Многие читатели знают, что это фильм, составлен из роликов YouTube, снятых в один и тот же день — 24 июля 2010 года (и члены редакции Filmz.ru, и даже я в ней участвовали). Из 80 тысяч присланных роликов режиссер Кевин МакДональд смонтировал полуторачасовую картину, продюсером которой выступил Ридли Скотт. Изначально ленту планировалась выложить в открытый доступ на YouTube, да так и оставить со дня премьеры на кинофестивале «Сандэнс» 28 января 2011 года.
Ну а самым кассовым документальным фильмом в истории на сегодняшний день является «Майкл Джексон: Вот и все». Релиз состоялся в 2009 году, через четыре месяца после смерти короля поп-музыки. В ленту вошли съемки репетиций так и несвершившегося мирового турне, моменты постановки хореографии, поиски звучания и концертные номера. Картина собрала по всему миру $262 млн. и точно соберет еще не меньше ста миллионов в течение ближайших пяти лет. Сказывается огромная любовь к Джексону. Ровно так, как несуществующие «Битлз» по сей день поднимают огромные кассы, так и имя Джексона минимум ближайшие пару десятков лет будет работать мощным денежным пылесосом. ![]() Эмир Кустурица и Марадона на съемках Но интересная и известная личность не всегда притягивает зрителя в кино. Важно, что это за личность и какого жанра будет это кино. Есть документальный фильм Эмира Кустурицы «Марадона» 2008 года, заработавший чуть больше $600 тыс., а есть лента «Эдди Мерфи без купюр» 1987 года, взявший $50 млн. В отличие от картин про Джексона и Марадону, в этом сюжета — ноль. Комик на сцене в духе «Камеди клаба» рассказывает шуточки и похабные анекдоты на протяжении полутора часов. Фанаты с восхищением приводят цифру, что слово fuck в этом кино употребляется 223 раза. Профессионалы же фильм за документальный не держат, и попадание ленты в разряд «документальное» считают технической случайностью. Или знакомо ли вам имя Майли Сайрус? Уверен, что нет. Между тем, фильм-концерт именно этой певицы, построенный один в один по принципу «Майкла Джексона» (концертные номера / подготовка к выступлению / концертные номера) в 2007 году заработал $70 млн. Сайрус — молоденькая девочка, которая якобы скрывает свое настоящее имя за псевдонимом Ханна Монтана. Изначально Disney запустило по ТВ молодежный ситком, а через год отважилось и на отдельный документальный фильм. В России кальку с этого проекта сняли под названием «Ранетки». И вполне успешно, судя по рейтингам и забитому «Олимпийскому». Вот на отдельное кино, правда, пока еще не решились. ![]() Джонни Ноксвилл в «Чудаках 3D» Дальше в нашем условном хит-параде идут «Чудаки 3D», прошедшие в прокате всего два месяца назад. Слышу, как те же режиссеры-документалисты говорят свое «фи», зажимают носы и горделиво отворачиваются. Ведь от классической документалистики тут ничего нет: это чистое телевизионное шоу. Но зрителю нравится. И ему плевать, что морали нет, высокодуховных метаний — ноль, откровений — столько же. Он готов идти на это в кино и платить за это деньги. Причем платить так, что фильм зарабатывает $170 млн.! Зритель хочет развлекаться, радоваться и смеяться над дурачками, подбрасывающими себя в воздух в пластиковом туалете и ударяющими приятелей огромными гипсовыми ладонями. «Чудаки» — вообще крайне успешный сериал. Первый фильм собрал $60 млн., второй — 80. В этот раз создатели увеличили бюджет вдвое и получили так же возросшую прибыль. Не удивлюсь, если сериал доживет до девятой или десятой серии. А режиссеры-документалисты будут все так же воротить нос от этого шоу и снимать нежанровые душещипательные истории.
Соразмерные цифры показал в 2005 году и французский документальный фильм «Марш пингвинов», расчетливо переведенный у нас как «Птицы 2: Путешествие на край света». Никакого отношения к «Птицам» Жака Перрена он не имел, 3D не обладал, для IMAX не делался, но при бюджете в $8 млн. собрал по всему миру почти $130 млн. Причины все те же: неизвестная Антарктида, милые пингвины и отсутствие назидательности в общении рассказчика со зрителем. «Птицы», к которым апеллировали «Пингвины» вышли в 2001 году. Они действительно поразили воображение, поскольку их полеты были сняты самими птицами с помощью прикрепленных к ним сверхлегких камер! Птенцов специально для кино тренировали доверять людям и не противиться технике. На фильм потратили $3 млн., а заработали 32. Команде Жака Перрена после этой ленты снова включили зеленый свет, поскольку предыдущий экспериментальный документальный фильм «Микрокосмос» не окупил и половины своего пятимиллионного бюджета. И Перрен на этом светофоре вдавил гашетку до отказа. За шесть лет он снял «Океаны». Это настоящее зрительское кино, оно не наскучивает нравоучениями и не пугает открытием страшных тайн заговоров. Оно красивое — показывает десятки сокровенных уголков мирового океана с неожиданных ракурсов. Неудивительно, что зритель на картину, что называется, пошел. И отдал почти $82 млн. Но огорчает, что лента себя пока так и не окупила, поскольку бюджет ее составлял те же внушительные $ 80 млн. (сказались многочисленные и длительные экспедиции и разработка хитроумных съемочных механизмов). И если окупит в ближайшем будущем, то с трудом. ![]() Кадр из фильма «Птицы 2: Путешествие на край света» Нельзя себя тешить тем, что любые документальные фильмы о природе, земле и животных, снятые красиво и новаторски с технической точки зрения, моментально соберут огромную кассу. Тому есть немало замечательных примеров. Культовый «Коянискаци», снимавшийся шесть лет, собрал в 1982 году $1,7 млн. (что неплохо, но в сравнении с предыдущими релизами не впечатляюще). А «Барака» 1992 года при бюджете в $4 млн. собрал в США каких-то $1,3 млн. Самым прибыльным на сегодняшний день документальным фильмом является «Двойная порция» Моргана Спарлока. В 2004 году он целый месяц питался исключительно фаст-фудом и попутно снимал себя на камеру. За месяц он набрал 12 лишних килограммов и холестериновые бляшки в придачу. На обеды сэндвичами, разъезды и работу над проектом было потрачено $65 тыс. Посмотреть же на результаты эксперимента захотело столько людей, что режиссер моментально стал миллионером. $28,5 миллионов в прокате превысили бюджет в 440 раз и, надеюсь, позволили автору качественно поправить здоровье после тяжелой работы. Фантастический успех! ![]() Кадр из фильма «Двойная порция» Впечатленные успехом Спарлока, студии начали снимать ленты на похожую тематику. Но никто пока даже не приблизился к его высоте. Ближайший конкурент «Корпорация “Еда”» в 2008 году заработала $4,6 млн. Был даже снят игровой фильм «Нация фастфуда» в эпизодах которого появились Брюс Уиллис и Аврил Лавин. Но там вообще все было грустно. $2 млн., мне кажется, даже не окупили гонорары приглашенных звезд. В России своя пищевая документальная картина прошла в 2008 году по Первому каналу. Называлась она «Осторожно, еда!». Основательные комментарии призывали нас внимательнее относиться к питанию, приводили целые списки ненатуральных продуктов, ГМО и рассказывали страшилки в духе газеты «Вестник ЗОЖ». Оценить кассовость фильма представляется возможным, только отталкиваясь от телерейтингов, поскольку наш зритель не привык смотреть документальные фильмы в кинотеатрах. Но не привык он в 90-е и 00-е, а раньше это было в порядке вещей. В 1965 году «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма с огромным успехом прошел не только в СССР, но и за рубежом. И даже (казалось бы!) в обеих Германиях! ФРГ купила картину после Лейпцигского фестиваля документальных фильмов. ГДР же приобрела ленту задолго до фестиваля. Тогда впервые неигровой фильм стал общественно-значимым событием, на равных конкурируя в кинотеатрах страны с картинами, снятыми в традиционных жанрах. Кассовый же рекорд по сборам среди советских документальных лент навсегда заняла «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса 1986 года. Сейчас интерес к документальному кино в России в денежном выражении потихоньку возрождается. Пока это, правда, интерес к западным лентам. Но цифры сборов уже сопоставимы со сборами арт-хаусных игровых картин. «Выход через сувенирную лавку» от Бэнкси — сборы в России $160 тыс., «Марадона» от Кустурицы — $70 тыс., «Джим Моррисон: When You're Strange» — $88 тыс., «Девственность» отечественного режиссера Манского — $50 тыс. Ждем отечественных «Чудаков» и «Океанов». Они скоро будут. Уверен. Самые кассовые документальные фильмы в цифрах:
![]() | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |