![]() |
|
|
![]() |
![]() Оливер Стоун, пурпурное сердце Голливудаавтор Владимир Гордеев | 18.09.2011Оливер Стоун — один из самых ярких и бескомпромиссных режиссеров американского мейнстрима, гневный, увлеченный рассказчик. Почти каждый его фильм — словно бросок камнем в застоявшееся болото человеческих чувств. Иногда бросок бывает неуклюж, иногда не слишком точен — отсюда и скандальность большинства его фильмов, и противоречивость мнений как зрителей, так и критиков, — но что от Стоуна уж точно не отнять, так это искренности и горячей убежденности в собственной правоте. За свою жизнь он проделал долгий путь от умеренных политических взглядов до левацких, от католицизма к буддизму, и каждый его шаг был честным и прямым. В своем творчестве Стоун поднимает острейшие вопросы современности, не боясь глядеть прямо в порочное лицо нашего мира, спрятанное под покровами правительственных и личных тайн.
Проучившись год и попав под обаяние востока, которым в то время грезили все, Стоун поехал в Сайгон преподавать вьетнамцам и китайцам английский язык, историю и математику. Как раз в это время в южном Вьетнаме появились первые американские боевые части. Местные жители их приветствовали, хотя, по мнению Оливера, «солдаты ничего не делают, а только то и дело бессмысленно палят в воздух». Через полгода Стоуну надоел Сайгон. Устроившись на торговое судно младшим помощником механика, он пересек океан и посетил мексиканскую Гвадалахару, после чего вернулся в Йель. Учась в университете, он написал 1400-страничный автобиографический роман-размышление о своей семье «Детский сон», который нисколько не заинтересовал издателей. Разочарованный Оливер завербовался в армию и вернулся во Вьетнам. ![]() Оливер Стоун во Вьетнаме На дворе стоял 1967 год — разгар боевых действий (Оливера поразило, насколько изменилось за три года отношение вьетнамцев к американцам). Он попал в 25-ю пехотную дивизию, дислоцирующуюся на границе с Камбоджей и обеспечивающую охрану Сайгона. Прозрение наступило мгновенно, что впоследствии было отражено в фильме «Взвод», который двадцать лет спустя прославил Стоуна-режиссера. Здесь никто не помышлял о борьбе за пресловутую демократию и «права человека», каждый хотел только выжить. Тем не менее, Оливер воевал мужественно и храбро, не отсиживаясь в укрытиях. Первое ранение он получил во время ночного патрулирования, нарвавшись на трех вьетконговцев. Пуля попала в шею, но ему крупно повезло, так как такие раны обычно бывают смертельными. Впоследствии Стоун получил еще два осколочных ранения в ноги, а также две медали на грудь: «Бронзовую звезду» и «Пурпурное сердце».
Стоун закончил киношколу в 1971-м, сняв дипломную короткометражку на 11 минут «Последний год во Вьетнаме*». В том же году Оливер сыграл одну из ролей в ультра-низкобюджетной комедии «Битва за возвращение любви*», поставленной его другом по Йельскому университету Ллойдом Кауфманом, будущим основателем студии «Трома». И, наконец, он женился на Найве Сэркис. Наступили беспросветно суровые будни начинающего режиссера и сценариста. Единицы людей, закончивших киношколу, пробиваются в Голливуд. И практически никому не удается сходу поймать за хвост птицу удачи. Стоун писал разножанровые сценарии, обивал пороги различных студий и подрабатывал то таксистом, то посыльным, чтобы прокормить свою маленькую семью. За три года он сочинил порядка десяти сценариев, а зеленый свет получил лишь один. И вот в 1974 году на крайне небольшое количество экранов вышла «Конфискация*» — низкобюджетный фильм ужасов о писателе хорроров, которого одолевают кошмары. Так состоялся режиссерский дебют Оливера, прошедший абсолютно незамеченным. Медленно погружаясь в пучину уныния и тоски, стимулируя себя кокаином, Стоун работал в ненавистной им компании по производству спортивных фильмов и продолжал писать сценарии. За два года наваял 14 скриптов, из них 5 о Вьетнаме. В 1976 году когда Америка, празднуя свое 200-летие, начала ревизионировать собственную историю, в том числе новейшую, Стоун создал автобиографический сценарий «Взвод», и неожиданно им заинтересовалось несколько влиятельных продюсеров. Они положили его в портфель, но как выяснилось навсегда, поскольку именно в это время Фрэнсис Форд Коппола начал работу над вьетнамской эпопеей «Апокалипсис сегодня». В том же 1976-м Стоун развелся с первой женой. ![]() Джонатан Фрид и Генри Бэйкер в «Конфискации» Если человек трудолюбив и талантлив, черная полоса не может продолжаться вечно. В 1978 году молодой английский режиссер Алан Паркер снял в Голливуде за небольшие деньги фильм по сценарию Оливера Стоуна «Полуночный экспресс» (история молодого американца, угодившего на долгие годы в турецкую тюрьму за контрабанду наркотиков). Каков же результат? Уничижительные отзывы кинокритиков (больше всего картине досталось за сценарий), негодование автора романа. И вдруг, внезапно, две премии «Оскар». Одна за лучшую музыку, другая за лучшую сценарную адаптацию. Стоун-сценарист на коне. Однако Стоун-режиссер по-прежнему ни у кого не вызывает доверия. Лишь в 1981 году, при поддержке продюсера Эдварда Р. Прессмэна, выкроившего небольшой, но все же весьма солидный для хоррора бюджет 4,5 миллиона, Стоун снова начал играть в режиссера. Появился фильм ужасов «Рука». В главной роли британская звезда Майкл Кейн. Рассыпающийся на сюжетные куски релиз был привлекателен всего лишь парой ударных «хоррорных» сцен. Полный провал! ![]() Майкл Кейн в «Руке» В том же году Прессмэн самостоятельно написал сценарий к «Конану-варвару», потом нанял Оливера, чтобы тот причесал драматургию. Затем рукопись ушла к режиссеру фильма Джону Милиусу, и тот переписал его в третий раз. Лента пользовалась зрительским успехом! Далее следовала еще одна сценарная работа Стоуна, в которой он, в частности, отобразил свою зависимость от кокаина. Речь о «Лице со шрамом» (1983). Постановка Брайана Де Пальмы, и снова успех. Конечно, Стоуну этого было мало. Он хотел сам снимать свои фильмы, говорить о том, что ему интересно, что его волнует. Ему в руки попала книжка журналиста Рика Бойла о чудовищных репрессиях в центральноамериканской республике Сальвадор. Самое интересное в ней — ее актуальность. Все началось недавно, в 1980 году. Никто из американцев не замечал, что во главе почти что соседней республики военная хунта, которую спонсируют США. В стране идет ужасающая резня, тем не менее Штаты вовсе не намерены были ее прекращать, отбрехиваясь, что воюют с коммунистами. И тогда появился «Взвод». При посредничестве британской студии «Hemdale» (основанной известным актером Дэвидом Хеммингсом) и одного из голливудских мэйджоров — кинокомпании Orion, Оливер Стоун снял на небольшие деньги свой главный фильм. В нем нет никакой политики. Только война, как ее видит обычный паренек, неведомо по каким мотивам пошедший в армию. Сплошная бойня, меняются только локации. Контрапунктом идет нежная музыка Жоржа Делерю. Еще cемь-восемь лет назад на экраны выходили такие высокохудожественные ленты на тему вьетнамской войны, как «Охотник на оленей» и «Апокалипсис сегодня», достаточно сложные, сюжетно-многоходовые, отчасти даже аллегорические, во многом философские. Ничего подобного в картине Стоуна не было. «Взвод» прекрасно снят, но это фильм о простой, с точки зрения молодого солдата, войне, сделанной для того, чтобы его убить. Релиз поразил публику. Он пользовался феноменальным зрительским успехом и завоевал множество престижных наград, включая четырех «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру. ![]() Чарли Шин во «Взводе» Так Оливер Стоун вошел в голливудскую элиту и получил многочисленные карт-бланши. Он снял «Уолл-стрит» (1987), своеобразное посвящение своему отцу, биржевому брокеру. Чарли Шин, ставший после «Взвода» звездой, снова сыграл юнца, оказавшегося в джунглях, но в данном случае вместо зарослей Вьетнама его ожидал хищный мир дельцов с Уолл-стрит, куда он с таким вожделением рвался. Фильм понравился зрителям, а игра Майкла Дагласа, сыгравшего наставника Шина, была отмечена критиками. При этом многие отмечали, что картина изобиловала «техническими неточностями». Стоун не останавливался, снимал по фильму в год. В 1988-м появился его новый независимый проект «Ток-радио», низкобюджетная экранизация книги Стивена Сингулэра «Договорился до смерти: жизнь и смерть Алана Берга», основанной на реальных событиях. Эрик Богосян сыграл ведущего областного полуночного радио-шоу. Этот бесцеремонный, дерзкий, взрывной парень потчует своих слушателей отменными дозами ненависти. В какой-то мере Барри — альтер-эго Стоуна: он пытается расшевелить косную, тупую публику, используя довольно грубые методы. Эта картина, чем-то похожая на «Телесеть» Сидни Люмета, весьма примечательна тем, что Оливер неожиданно показал себя мастером постановки камерных сюжетов. Лента держит в напряжении с первого кадра до последнего, однако в Америке она прошла практически незамеченной (в России же до сих почти неизвестна, хотя является одной из лучших работ Стоуна). ![]() Майкл Даглас и Чарли Шин в «Уолл-стрит» В 1989-м Стоун спродюсировал триллер Кэтрин Бигелоу «Голубая сталь», а сам вернулся к «вьетнамской теме» — к автобиографической книге Рона Ковика, ветерана вьетнамской войны, парализованного ниже пояса. Работу над сценарием «Рожденный четвертого июля» (1989) Стоун начал еще в конце 70-х, но скрипт постигла судьба «Взвода». Теперь же пробил его час. Оливер показал вьетнамскую войну под несколько иным углом. Боевые действия происходят в Америке, куда возвращается герой картины, казалось бы, окончательно сломленный и упавший духом, но все же нашедший в себе силы не только жить, но и сражаться. Полем брани становятся улицы и площади, армией — толпы молодежи, ратующей за прекращение войны во Вьетнаме, врагом — полиция и государство. Релиз имел большой кассовый успех, а Том Круз, упорно желавший сняться у Стоуна еще в «Уолл-стрите», поднялся на новый уровень, зарекомендовав себя неплохим драматическим актером.
![]() Кевин Костнер в «Выстрелах в Далласе» В 1993-м Стоун закрыл тему Вьетнама фильмом «Небо и земля». Это история вьетнамской девушки, которая после долгих мытарств выходит замуж за немолодого американского офицера и едет в «благословенную» Америку. Достаточно дорогая картина провалилась в прокате, возможно, за счет разбалансированности сюжета. После крайне медленной первой части, изобилующей долгими планами и музыкой Китаро, следует суетливая вторая часть, что несколько сбивает с толку. Примечательная деталь: по выходу ленты на экраны Стоун женился в третий раз — на кореянке Чон Сон-Чон, с которой пребывает в браке по сей день. 1994-й год поменял многое в киноискусстве: на экраны вышло «Криминальное чтиво» Тарантино. По одному из сценариев этого «гениального выскочки» снял свой собственный фильм и Оливер Стоун. Квентин сразу же открестился от скрипта, что, конечно, понятно: постмодернист Тарантино не имел ничего с общего со Стоуном, который хоть и снимал кино о насилии, но не видел в нем ничего смешного. «Прирожденные убийцы» — самая органичная работа режиссера. Визуальное пиршество в духе «Дорз», плюс могучий социальный пафос породили блестящую сатиру на суть масс-медиа, которые эксплуатируют влечение человека к насилию, под которым подразумевается личная свобода без границ. Год спустя Стоун снял биопик о бывшем президенте Никсоне, после чего его карьера слегка пошла на спад.
![]() | |
17 РєРѕРСР Сентариев
![]() AlexSan18 сентября 2011 | 13:38 Статья хорошая, но вот это вернется подобно Джону Хьюстону с рядом предсмертных шедевров как-то слишком жестко. И, честно говоря, не чувствуется в авторе большой любви к творчеству Стоуна... ![]() Кирилл Владимирович18 сентября 2011 | 13:48 Как всегда, замечательная статья, а Стоун и правда - пурпурное сердце Голливуда. ![]() joker2918 сентября 2011 | 13:59 Мощный режиссер, который снимает очень тяжелое кино. Его фильмы банально тяжело смотреть, но почти все они поражают и оставляют неизгладимое впечатление. Особенно "Взвод" - неистовое кино с потрясающими актерскими партиями. Жестокое и беспощадное. "Рожденный четвертого июля" окончательно доказал, что Круз проявил свой актерский талант еще смолоду. Не зря Рон Ковик, кого играл Том, был так тронут, что отдал ему свою медаль, полученную за службу. Длинный, тягучий фильм. Оба фильма отлично показали, что делает война с наивными молодыми людьми, как перемалывает всю жизнь, оставляя раны - физические и душевные, которые никогда не излечить, и страдать придется до самой смерти. Я даже горд, что видел эти фильмы. "Уолл-стрит" - более легкий фильм. Очень интересный, нескучный, с классными актерами и интригой. Хороший фильм. А вот его продолжение подкачало. Как и "Александр". Поздний Стоун оказался слабоват. Сейчас у меня на подходе "JFK" - режиссерка. Пугает только монструозная продолжительность. Такой фильм непринужденно вечерком не посмотришь. Тут надо подойти основательно. «Полуночный экспресс». Уничижительные отзывы кинокритиков (больше всего картине досталось за сценарий), негодование автора романа. Ну незнаю. Сейчас на Томатах - рейтинг 95%. Фильм великолепный. Захватывает и не отпускает до конца. Заставляет переживать за героя, хоть он и сам был виноват в своих бедах. Отличная игра актеров, режиссерская и операторская работа и запоминающийся саундтрек. Фильм отлично показывает, как меняет тюрьма человека. Как долгое заключение может превратить человека в животное, и насколько тяжело не свихнуться полностью, как герой Джона Херта, которого было жалко до слёз от его безвыходного положения. Или герой Ренди Куэйда (старший брат того самого Денниса Куэйда) - заключенный, все время не оставлявший надежды и не бросавший попыток сбыжать и в конце концов сломленный. Очень тяжелый фильм, но шикарный. Рад, что его посмотрел. Такое кино не забывается. ![]() Brian Green18 сентября 2011 | 15:3 Отличная статья. Только автор не упомянул шикарный "Поворот". ![]() AntonF718 сентября 2011 | 16:18 Стоун великий. Вот только к сожалению сейчас уже чуть потерял хватку,судя по последним работам. Но все же фильмы у него полны души,особенно его трилогия Вьетнама,в которую он вложил боль испытавшую сам. ![]() The One18 сентября 2011 | 16:20 Великий режиссер, у которого сейчас явный кризис. Всегда вспоминаю что сказал Джо Пеши про Стоуна: "Он великолепный режиссер, но как человек - полное дерьмо". ![]() Doc Faust18 сентября 2011 | 17:36 за исключением радикально нелепого биопика «Александр» находится на приемлемом уровне Уже обсуждалось, но замечу еще раз - сие был лучший биопик/пеплум из всех представителей жанра того времени. ![]() Engi18 сентября 2011 | 18:23 Гладиатор 2000г Спартак 2004г Бункер 2004г Царство небесное 2005г Хозяин морей: На краю Земли 2004г Это с ходу. Не в лезая в художественные предпочтения каждого надо заметить, что исторических неточностей в Александре не меньше, а то и больше, чем Царстве небесном. ![]() Doc Faust18 сентября 2011 | 19:59 Если речь конкретно о пеплуме, то "Бункер" и "Хозяин" отметаются сразу + "Царство" было уже после. И я все-таки не об исторической достоверности, а больше о фильме в целом - скажу сразу и честно, мне "Александр" нравится больше "Гладиатора". ![]() Engi26 сентября 2011 | 6:54 Если речь конкретно о пеплуме Уже обсуждалось, но замечу еще раз - сие был лучший биопик/пеплум... ![]() Тимур Менглиев18 сентября 2011 | 21:41 Также многих разочаровал сиквел «Уолл-стрита». Не знаю, мне фильм понравился. Хорошая статья, много нового узнал о режиссёре. ![]() Макс19 сентября 2011 | 7:43 Спасибо за статью, приятно было узнать ряд интересных фактов из жизни Стоуна Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
![]() |
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |