Полная цитата для сайтов и блогов:
У меня сценарий был побольше, и фильм надо было делать таким же. До сих пор мне кажется, что я пошел на очень грубый компромисс, менее грубый, чем был на предыдущей картине, где просто была порушена вся структура в угоду бюджету, в угоду, так сказать, обстоятельствам. Но здесь, мне казалось, что если семья окажет сопротивление, если мы медленно, step by step, перейдем из психологической драмы в драму действия, это будет более органично. К чести Сергея Сельянова, который вел проект, я хочу сказать, что он тоже так считал. Он реально считал, что лучше было, когда семья не отпускала Виктора. Когда они узнали о том, что его зовут в степь на финальную расправу и не отпустили. Но метраж фильма пугал продюсера. Пугал его реально, потому что он боялся, что зритель сломается. Я думаю, что если бы «Лоуренс Аравийский» был снят в формате двух часов, он бы провалился. Ведь провалился же фильм «Однажды в Америке», который американцы с трех часов сорока минут порезали до двух двадцати. И только когда через восемь лет после выхода на большие экраны фильм вышел на VHS, его смогли посмотреть в нормальном формате, в котором он и был сделан, после чего фильму поставили четыре звезды.
И вот мне кажется, продюсерам хотелось больше актуальности, а тонкий слой фильма, он и грел, и пугал. Мне кажется, что я не должен ругать ни Сергея Михайловича, ни Рубена Левоновича. Не могу, не хочу, потому что они были честны. По крайней мере, им нравился текст и до сих пор нравится. Но если бы я мог через двадцать лет вдруг взять и переснять «Дом», как Хичкок, который сделал это с «Человеком, который слишком много знал», я бы это сделал. Но у меня уже не будет ни Сережи Гармаша в этом возрасте, ни Богдана Сильвестровича, ни Жени Дмитриевой, ни Кати Редниковой, ни Ларисы Малеванной… Поэтому, что сделано, то сделано. Надо идти дальше, к следующему фильму.
— Атмосфера фильма отлично передана музыкой Эдуарда Артемьева. Но я подозреваю, не одному мне показалось, что она очень пересекается с мелодиями Нино Рота из «Крестного отца». Это была чья-то идея?
— Нет, мы не ставили на это. Эдуард Николаевич сразу написал абсолютно оригинальную музыку, которая меня очень зацепила. У нас были с ним споры по поводу, скажем так, триллера, по поводу саспенса... У Эдуарда Николаевича вся саспенсная часть была преувеличенно большой, на широких мазках, с большим количеством медной группы, и мне это не нравилось, и я ему об этом так и сказал. Мы спорили, даже поругались один раз. Но я вдруг понял, что этой картине не нужна тема большого саспенса. Вы, может, обратили внимание, в фильме больше лирической музыки, потому что лирика подчеркивает, скажем так, отягощенность злом всех персонажей фильма и тех, которые едут убивать и тех, которые, в общем-то, не хотят никого убивать, но отягощены злом просто метафизически, потому что зло живет в этой семье, оно давно там заложено. При этом — это люди добрые, симпатичные и славные. Поэтому я везде ставил щемящую ноту. Она связана и с темой убийц, и с темой жертв. Это был мой выбор. Эдуард Николаевич написал для этих моментов немного другую музыку, но я распорядился фонограммой, как считал нужным. Надеюсь, он меня за это простит. Фильм от этого только выиграл, и музыка все равно его, и я невероятно ему благодарен. Я честно скажу, сейчас у нас композиторов уровня Эдуарда Артемьева практически нет, ну, может быть, Алексей Рыбников, может быть, Александр Журбин. Когда мы были в степи, я сразу сказал Сереже Гармашу, что музыку для этого фильма должен написать Артемьев, потому что только он и может создать музыкальный кокон, в котором будет жить этот мир. И я не ошибся.
— Картина снималась прошлой осенью или это было раньше?
— Картина снималась прошлой осенью: сентябрь, октябрь, часть ноября. Тяжелые были съемки. У нас был запланирован всего пятьдесят один съемочный день, но я снял за пятьдесят три, потому что нас накрыли дожди, была холодная погода. Там есть эпизод, и я об этом скажу в закадровом комментарии для DVD-издания, который я снимал при температуре ноль градусов. Это был эпизод, где все артисты обнаженные. И в этот же день должна была быть сцена встречи родственников у машины, которую я отказался снимать, потому что было очень холодно. Я не мог провести репетицию четырнадцати человек в зипунах, я видел только зипуны, но не видел артистов в рамке кадра. Поэтому был отказ от съемок, который повлек за собой следующий день и вызов актеров из Москвы.
— По-моему, тогда же осенью случилась трагедия в Кущевской?
— Она была чуть раньше… По-моему, она произошла в августе.
— Получилось так, что вы снимали фактически то, что произошло в Кущевской?
— Синопсис был написан в 1998 году, а в 2005 — первая версия сценария. И то, что произошло в Кущевской для меня сегодня — это абсолютно логическое следствие развития нашего общества, нашей страны. Потому что это трагедия, которая замолчана, и сейчас никто не говорит о Кущевской. Мы сегодня быстро забываем кровь и боль. У нас все средства массовой информации, все СМИ настроены на то, чтобы замалчивать кровь и боль. Кино — это единственный источник сегодня. Когда мне здесь, в Выборге, говорят, а почему мы не снимаем веселый фильм, я отвечаю: ребята, мы снимаем о крови и боли, потому что общество такое. Если и мы замолчим, то кто тогда будет говорить? Да, фильм получился в том числе и о Кущевской… Хотя, конечно, он более метафорический, более мифологический, но Кущевская сама приплыла, что называется. Это как у Дениса Родимина в «Чужой матери»... Почему ребята-ваххабиты взрывают себя, почему они это делают? Мне кажется, объяснения потому, что погиб муж, семья — недостаточно. Ведь у многих там, в Чечне, погибли родственники, но далеко не все идут себя взрывать. Я думаю, это существует на уровне социогипноза. Эта зачарованность злом, зачарованность местью, зачарованность адом, она в России очень сильна. Это притом, что мы — православная страна, и сейчас верующих становится все больше. А зачарованность адом у многих людей просто всепоглощающая. И поэтому я не хотел показывать эту зачарованность…
Семья Шамановых не зачарована адом, они зачарованы земными понятиями, они не знают Бога. Если вы помните, персонаж Богдана Сильвестровича говорит: «Бог нас не слышит, а я судить не буду». А потом он говорит: «Того света нет, а на этом я сам себе судья»,Внимание! Спойлер — не зная о том, что сейчас погибнет.Это люди, которые не знают, что есть тот свет. Они знают, что есть только этот свет, и вся их ненависть и любовь растет из земли и врастает в землю. Вот об этом я и снимал фильм. О том, что любовь и ненависть живут в одном флаконе, в одной связке, и разделить любовь и ненависть очень важно, когда ты живешь в семье, когда люди, которых ты любишь должны от тебя услышать слова любви, а не окрик или получить удар. И ведь Шаманов-старший это понимает, он тщится передать это сыну в сцене, в сарае, и он не может передать ничего, кроме того, что он похлопывает его по плечу. Да, он прослезился. Да, он почувствовал вину в какой-то момент. Но эта вина — она уйдет с нимВнимание! Спойлерна следующее утро. Но на следующее утро придет кара.Мне кажется, как раз это удалось в картине. Конечно, финал, как костыли — есть, но как мясо он не работает. Но, я думаю, что работают другие вещи, работает предыдущая часть. Она заставляет зрителей думать дальше. Я не сторонник, чтобы фильм получился негармоничным, но, если фильм получился негармоничным, то у него хотя бы должен быть какой-то внутренний двигатель, который продолжает работать внутри зрителя после сеанса. Поэтому, если так получилось, то я прошу прощения… Хотя просить мне его не за что, потому что я должен был снять этот фильм.
— Мне безумно понравилось визуальное решение сцены драки Гармаша с Епифанцевым в степи. В этой сцене присутствует некая комиксовость «Города грехов»... Такое впечатление, что там прорисован каждый кадр со вспышкой молнии. Откуда это пошло?
— Я хочу сказать, что эта сцена еще не закончена, я ее буду переделывать. Сейчас вы смотрели вариант, где на каждый удар идет вспышка молнии. В финальном же варианте молнии будут не везде. Поэтому никакого «Города грехов» там не будет. «Город грехов» — это фильм, где все ритмизованно и сконструировано… У нас же была поставлена очень сложная трехступенчатая драка и стенд-координатор, который ставил драку, очень переживал, чтобы все удары были отточены — удары в лицо, уход, заворот, залом руки, удушение, потом подъем и т.д. Что я сделал с дракой в монтаже? Вы ее не видите всю, я ее вырезал. Я оставил только тумаки и жестокое избиение. Почему? Потому что драка для меня закончилась в тот момент, когда Гармаш стал бить Епифанцева ногами. После этого, третьей части быть не могло, а третья часть была. Это то, о чем я просил стенд-координатора — не развивать драку дальше. Я убрал некоторые тонкости боя. Потому что это не боевик, здесь надо было сделать всю драку естественной. А тонкости боя превращали ее в постановочную. Я убрал всю постановочность, которую на данный момент подчеркивают только вспышки молнии. Когда фильм выйдет, вы увидите, что молнии там будут сдвинуты в другое место.
— То, что в титрах картины отсутствует упоминание о Рубене Дишдишяне… Не секрет, почему это происходит. Ваше отношение к этому?
— Плохое отношение. Ни в одной международной практике продюсер, начинавший фильм, делавший и сделавший его, не убирается из титров. Компания рассталась со своим президентом, рассталась с ним так, как сочла нужным. С моей точки зрения — грубо. Может быть, она имела право на грубое расставание. Может быть, имели право обиды. Может быть, имела право жесткость. Возможно, я не знаю всех перипетий. Но я считаю, что убирать фамилию человека из титров фильма, который он выхаживал, нельзя. Он давал мне даже кабинет, в котором я писал сценарий. Он переживал за фильм, он искал финансирование, он очень активно участвовал в поддержке картины. И вдруг мы не можем договориться с руководством о его присутствии в титрах, потому что имеют место какие-то обиды, боль, личные сатисфакции.
Представьте себе, я писал сценарий с каким-либо человеком. Потом мы поругались, я беру его фамилию и удаляю. Ну, как? Я не могу этого сделать, потому что мы работали вместе. Как я могу удалить фамилию? Я могу негативно относится к дальнейшему сотрудничеству, да… Но в силу этических обстоятельств я не могу удалить его фамилию. Вероятно, здесь этика уступает место чувству сатисфакции, чувству какого-то реваншизма. Я не считаю, что убирать Рубена из титров было правильным решением. Я считаю, что его надо было оставить, и надо было охладить мозги и сердце для того, чтобы это сделать.
Слава Богу, что это не пошло дальше. Поскольку все последние картины: «Пять невест» Оганесяна, мой «Дом», «2 дня» Авдотьи Смирновой и другие, — это все его инициатива.
— Сегодня на пресс-конференции вы сказали, что в планах три проекта: «Куликовская битва» и еще два.
Я не хотел бы на данном этапе много говорить о «Куликовской битве»... Я хочу снять картину не о битве, а о решении, которое было принято, чтобы была битва. Потому что до сих пор никто не понимает, почему произошла Куликовская битва. Мы знаем школьный миф. А суть битвы была в другом. Перед Россией был поставлен выбор пути развития: или нам идти путем восточного, евразийского развития, или нам идти западным путем. Дело в том, что Дмитрий Донской был князь, который получил ярлык от Мамая, и за этот ярлык шла борьба. И Мамай, грубо говоря, крышевал Русь тех лет, а Донскому было удобно сидеть под этой крышей. Но Мамаем был совершен шаг, который Донской не смог принять. Это был шаг, связанный с торговлей, с экономической моделью княжеств тех лет. Мамай попросил впустить сюда генуэзцев, которые должны были поддержать его в борьбе с Тохтамышем. За это он просил преференций генуэзцам на торговлю на Руси. Но это была преференция, которая бы ломала всю модель общества, потому что торговля — это деньги, а деньги — это все. Донской не смог принять решение сам. Он поехал к митрополиту Алексию, который не дал ему благословения, и отправил его к Сергею Радонежскому. И Радонежский, если читать того же Льва Гумилева, сказал: «с латинянами никогда». Вот почему он так сказал? Это и есть гипотеза фильма, которую я хочу показать.
Это должен быть приключенческий фильм, боевик. Это «роуд муви», главными героями которого являются наш разведчик из низовий Дона, который бежит от Красивой Мечи (реки) к Донскому, чтобы предупредить, что Мамай консолидирует силы, и китаянка. Это такой фильм, в котором много действия, драк, поножовщины... Но вокруг этого происходит еще и политический триллер тех лет. Такое немножко итальянское кино 60-х годов о государственном заговоре. В частности, о заговоре Князя Рязанского, западника, против Дмитрия Донского — евразийца. Вот это я хочу вытащить и хочу понять суть отказа Радонежского, который так сказал. Я думаю, что Россия после Куликовской битвы пошла по нематериальному пути развития. Мы пошли путем страдания, то есть, путем лишений и путем очень тяжелых испытаний. А что такое лишения, испытания и страдания? Это приближение к Богу. Никто не знает, каким будет апокалипсис, никто не знает, каким будет страшный суд. Мы можем это представлять в каких-то условных картинках. Возможно, Радонежскому было явлено это все тогда. Я об этом много сейчас говорю, это не хорошо, я заговариваю картину. Но, если Радонежскому было это явлено, то он не стал говорить об этом Донскому. Он просто не дал благословения на торговлю генуэзцам. Надо найти образ не просто риторический, а показать человека, который находится в переломный момент решения — биться или не биться. При этом понимая, что Русь уже другая. Ведь мы были почти глобалистическим обществом на тот момент. Княжества были свободны, новгородцы вообще в лаптях не ходили на тот момент, они ходили все в сапогах, даже дети. У нас все было, все одевались модно... Новгородское княжество было очень модное, оно было все в восточных одеждах, это был Вавилон. Если я покажу именно так, то все скажут, что это очень пестро, что это какой-то гламур… Но это было, и это был гламур, да. Русь была другой. Показать другую Русь — это тяжелая задача. Хватит ли нам на это времени, сил, денег, подготовки. Я не очень верю в индустриальность, но здесь нужна индустрия при таком подходе. Поскольку я лично много чего придумал в этой жизни, но я много чего и не сделал на сегодняшний день. Мы живем в стране несделанного. Если ты хочешь жить материально, материально состояться и состояться в плане успеха, езжай в Америку. Если ты хочешь пройти этот путь с этой страной, то ты можешь иметь только свои мысли в голове и трогать их, щупать. А дальше как получится, как Бог даст.
— А другие два проекта?
— Другие два проекта — это долгострои. Это «Прикрытие», которое я планировал снимать в Чехии, и «Рукопись, найденная в Сарагосе» по роману Яна Потоцкого. И тот, и другой проект — это фильмы-праздники. А у нас сейчас кино больше повернуто к реальности. Я же хочу этими фильмами увезти зрителей из реальности... Получится ли у меня сделать «Прикрытие»? Получится ли у меня сделать «Рукопись»? Я не знаю. Но такие планы есть. Мы их сейчас разрабатываем. Я бы хотел сначала сделать «Прикрытие», потому что это фильм, в котором есть и человеческая история и праздник. Есть костюмированность, есть эпоха, есть любовь, есть мелодрама, есть приключение. А «Рукопись, найденная в Сарагосе» — это фильм-сон, но сон очень активный.
Я уже знаю, что сейчас мне будут предлагать истории про Кущевскую. Ко мне уже подходил один продюсер, у которого есть прекрасный сценарий про то, как девочка убила отчима. Я думаю, это не для меня, потому что я не хочу зрителя погружать в ужас. Я даже в «Доме» попытался оставить подоплеку светлой энергии за кадром, которая помогала бы жить и дышать дальше, оставляла бы какую-то надежду.
Ссылка с анонсом для блога:
Ссылка для форума:
Постоянная ссылка:
|
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |