|
|
История киноадаптации «Человека-паука». Обзор нереализованных сценариевавтор Кирилл Размыслович | 06.04.2012Что получится, если взять одного из самых популярных персонажей комиксов и самого кассового режиссера всех времен, который горит желанием поставить фильм? Ответ прост — абсолютно ничего. Cannon Films (1985 — 1988)
В 1985 году, студия Cannon Films, специализировавшаяся на низко и среднебюджетных фильмах, за 225 000 долларов и проценты от будущих сборов заключила с Marvel Comics пятилетний опцион на постановку полнометражного фильма про Человека-паука. Первоначальным замыслом продюсеров Менэма Голана и Йорама Глобуса было сделать фильм ужасов в стиле Человека-волка, для чего режиссером был назначен Тоуб Хупер («Техасская резня бензопилой 2»). Сценарист Лесли Стивенс написал тритмент, где одержимый созданием расы мутантов ученый намеренно облучал радиацией журналиста Питера Паркера после чего тот мутировал в огромного, покрытого шерстью и склонного к самоубийству, восьмирукого монстра и в дальнейшем боролся со своим создателем. Стэн Ли не пришел в восторг от такой трактовки своего персонажа и предложил продюсерам сценарий, написанный Тедом Ньюсомом и Джоном Бранкато, где действие должно было происходить в Нью-Йорке, а главным злодеем выступал Отто Октавиус (доктор Осьминог). Продюсеры согласились, и новым режиссером был назначен автор нескольких низкобюджетных боевиков c Чаком Норрисом («Пропавшие без вести», «Вторжение в США») Джозеф Зито. Поскольку студия планировала снять фильм за сумму не превышающую 15-20 миллионов долларов, то для переделки сценария был нанят Барни Коэн. Начался процесс пре-продакшна, в ходе которого обсуждались разные кандидатуры на главную роль, в том числе Том Круз на роль Паркера и Боб Хоскинс на роль Отто Октавиуса. Сам Стэн Ли хотел сыграть газетного редактора Джея Джеймсона. Однако всем этим планам не было суждено сбыться — провалы «Мастеров вселенной» и четвертого «Супермена» ввергли студию в кризис. Было решено урезать бюджет до 10 миллионов, на что Зито никак не мог согласиться, и потому его пришлось уволить. Шепард Голдман, Дон Майкл Пол и Итан Уайли поочередно переписывали сценарий, раз за разом уменьшая его бюджет. В конечном счете, пост режиссера достался еще одному известному режиссеру фильмов категории В — Альберту Пьюну. Он получил от агонизирующей студии 10 миллионов долларов и в 1988 году должен был снять на них два фильма одновременно — «Человека-паука» за 6 миллионов и сиквел «Мастеров вселенной» за 4 миллиона. О качестве предполагавшихся съемок говорит хотя бы тот факт, что Альберт Пьюн сейчас уже и не помнит, кто же именно был выбрал им на роль Питера Паркера. Но за две недели до начала производства студия, погрязшая в долгах и потратившая уже два миллиона долларов на проект, отменила съемки — обвал ее акций на фондовой бирже привел к тому, что Голан и Глобус лишились всех оставшихся средств. Вдобавок, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам начала проводить расследование деятельности студии, подозревая ее руководство в финансовых махинациях. Менэм Голан и Йорам Глобус
В результате Cannon Films и часть ее активов была выкуплены холдингом Pathé Communications, но права на постановку «Человека-паука» остались у Менэма Голана. Альберт Пьюн же попытался хоть как-то воспользоваться неиспользованным реквизитом и снял за 24 дня и 500 000 долларов фильм «Киборг» с одним малоизвестным на тот момент бельгийским кикбоксером в главной роли. 21st Century Film Corporation (1989 — 1992)
Вконец разругавшись со своим бывшим деловым партнером, Голан основал студию 21st Century Film Corporation и решил во что бы то ни стало поставить «Человека-паука». Голан развернул бурную активность — продлил Марвеловский опцион до января 1992 года, отказался от дешевых переработок последующих авторов в пользу начального сценария Ньюсома и Бранкато (он просто поменял его дату с 1985 на 1989 год) и в том же году объявил на Каннском кинофестивале о том, что съемки фильма начнутся в сентябре, после чего умудрился продать телевизионные права компании Viacom. Некоторое время шли переговоры и со студией Columbia — первоначально она выкупила лишь права на выпуск фильма на VHS в США, но затем заинтересовалась возможностью заиметь свою собственную долгоиграющую франшизу. На тот момент режиссером фильма значился Стивен Херек, а Фрэнк ЛаЛоджиа и Нил Руттенберг по очереди переписали сценарий, но студия так и не была удовлетворена ни одним из вариантов. Приход Джеймса Кэмерона и Carolco (1992 — 1996)
Тут на сцену и вышел Джеймс Кэмерон, мечтавший снять фильм про Человека-паука еще со школьных лет. Он стал уговаривать студию Carolco, с которой он только что выпустил «Терминатор 2: Судный день», заключить сделку с Голаном на постановку фильма. Для того чтобы убедить студийных чиновников, он выслал им изначальный сценарий Джона Бранкато, Барни Коэна и Теда Ньюсома со своими правками. Джеймс Кэмерон
В данном сценарии Питер Паркер является скромным студентом университета, который влюблен в девушку по имени Лиз, но из-за своей нерешительности никак не может сделать первый шаг. Параллельно, Питер пытается подрабатывать фотографом местной газеты, но это у него получается не очень хорошо. Паркеру сразу становится плохо, он еле выбирается из здания и затем бредет как в тумане по улице. Его чуть не сбивает машина, но в последнюю секунду Паркер отпрыгивает, после чего оказывается, что висит на стене здания. Он обнаруживает на запястьях отметины, из которых выходит паутина и начинает проверять свои способности — прыгает с крыши на крышу, ползает по стенам. Его замечает один телевизионный промоутер, который предлагает Паркеру выступить на MTV. Возвращаясь с танцев, у Питера срабатывает паучье чутье, и он на всех порах несется домой… Но слишком поздно. Как оказалось, Вейнер, решив, что данные Питера могут храниться у него дома, проник в дом и наткнулся на дядю Бена с дробовиком. В ходе потасовки, ружье случайно выстрелило, смертельно ранив дядю. После смерти Бена, Питер узнает, что полиция блокировала убийцу на складе и отправляется туда. Когда он карабкается по стене здания, полиция замечает его и, решив, что это сообщник Вейнера, открывает по нему огонь. Избежав полицейских пуль, Паркер попадает внутрь, где вступает в схватку с Вейнером. После небольших трудностей, он опутывает его паутиной и уходит, оставив прибывшую группу захвата в недоумении. В принципе, этот сценарий, который стал плодом восьмилетнего творчества как минимум пяти человек, нельзя назвать плохим. Безусловно, в нем присутствует много жанровых штампов (вроде безумного ученого решающего уничтожить мир), клишированных диалогов и весьма условных с точки зрения логики моментов — но, тем не менее, в нем много изобретательного экшна, неплохих шуток, а финальная схватка, происходящая в весьма необычной локации, безусловно, послужила бы украшением будущего фильма. Данный скрипт мог стать хорошей основой для зрелищного блокбастера, заложив, для поставившей его студии, фундамент весьма прибыльной франшизы. Потому неудивительно, что прочитав сценарий, руководство Carolco согласилась с предложением Кэмерона и заключила сделку с Голаном, продлив опцион с Marvel до мая 1996 года. Фан-постер с Майклом Бином
Закипела подготовительная работа — о проекте заговорили в прессе, стали появляться слухи насчет того, кто смог бы сыграть главные роли в будущем фильме (в частности, назывались Майкл Бин на роль Питера Паркера, Арнольд Шварценеггер и Лэнс Хенриксен на роль Отто Октавиуса), стали появляться промо-материалы и концепт-арты. И тут возникла проблема — Менэм Голан счел, что Сarolco нарушила свои контрактные обязательства, не указывая его имя в рекламной кампании, и подал на нее в суд. В то же самое время, Carolco подало в суд на Sony (которая к тому моменту поглотила студию Columbia) и Viacom, требуя от них вернуть ей права, проданные Голаном еще в 1989 году. Не имея возможности приступить к съемкам из-за непрекращающихся судебных тяжб, Джеймс Кэмерон решил принять предложение Арнольда Шварценеггера и вначале снять ремейк французской комедии «Тотальная слежка». Но перед этим, в августе 1993 года, за неделю до начала съемок «Правдивой лжи», он выслал Carolco и Marvel свой альтернативный 47-страничный тритмент «Человека-паука». Работа Кэмерона не была никак связана со сценариями предыдущих авторов, и предполагала постановку более мрачной и серьезной ленты. Будущий фильм начинался бы с закадрового голоса Человека-паука, висящего на радиоантенне одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра и рассказывающего нам свою историю. Вскоре Питер решает немного подзаработать. Вначале он выбирает себе псевдоним, затем шьет костюм, делает на нем специальное обманное устройство, которое должно убеждать всех, что паутина выходит именно из него, а не из его рук, тренирует свой голос, чтобы его не узнали, и начинает уличные выступления, поражая публику своими способностями. Его выступления пользуются успехом, вскоре он начинает выступать на частных вечеринках, а затем и в различных ночных ТВ-шоу. Тем временем, Стрэнду наконец-то удается встретиться с Питером в своем роскошном особняке. Он пытается перетянуть юношу на свою сторону (эта линия немного напоминает отношения Дарта Вейдера и Люка из «Звездных войн»), однако действует слишком напористо и поспешно, из-за чего Питер отказывается. Стрэнд решает продемонстрировать Питеру свои способности и обрушивает на него поток энергии. Питер дает отпор, завязывается борьба, в ходе которой особняк подвергается полному разгрому. В конце концов, Паркеру удается бежать. По своему духу работа Кэмерона весьма сильно отличалась от сценариев предыдущих авторов — она была мрачнее, серьезнее, в чем-то реалистичнее и смелее. В ней было больше насилия, сцена секса, а также присутствовала ненормативная лексика, что крайне нехарактерно для голливудских комикс-экранизаций тех лет. Также нельзя не отметить достаточно неплохо прописанных персонажей и крайне хорошо продуманную линию превращения Паркера из нелюдимого щуплого паренька в мужественного героя, который уверен в себе и готов идти до конца, даже если весь мир против него. Нацеленность работы Кэмерона на более взрослую аудиторию смотрится тем более необычно, учитывая, что в те годы общим трендом в экранизации кинокомиксов было низведение их до более семейного и развлекательного уровня. Учитывая, что лишь через десятилетие тенденция переломилась, и на экраны начали выходить фильмы, доказавшие, что комиксы могут быть более серьезными и при этом оставаться весьма успешными, тем более остается жалеть, что в конечном счете работа Кэмерона так и осталась на бумаге. Банкротство Carolco. Трехсторонняя судебная тяжба между Sony, MGM и Marvel (1996 — 1999)
В Голливуде тритмент Кэмерона был встречен весьма благоприятно. Казалось бы, всё, что оставалось теперь, так это написать на его основании полновесный сценарий, провести кастинг и можно будет готовиться к съемкам… Но всем этим планам не было суждено сбыться. Некогда процветающая Carolco неумолимо приближалась к своему бесславному концу — в 1995 году после чудовищного провала «Острова головорезов» студия была объявлена банкротом. Вскоре, студия MGM выкупила права на все сценарии, написанные Кэмероном, Бранкато, Ньюсомом и другими сценаристами, после чего ее чиновники подали в суд на Marvel Comics, 21st Century Film Corporation и Viacom, с целью признать все остальные сделки по продаже прав на «Человека-паука» недействительными. В следующем году ситуация запуталась еще больше — Marvel Comics и 21st Century Film Corporation тоже прошли через процедуру банкротства. Джеймс Кэмерон попытался спасти ситуацию, обратившись к студии 20 Век Фокс с просьбой воспользоваться возможностью и выкупить права на «Человека-паука» — но руководство не захотело лезть в судебную тяжбу и отказало ему. Позже Кэмерон сильно критиковал студию за то, что в стремлении сэкономить пару сотен тысяч долларов на услугах юристов, она упустила реальный шанс заполучить двухмиллиардную франшизу. Письмо Джеймса Кэмерона в Marvel Comics от 20 августа 1993 года
В 1998 году Marvel Comics, прошедший через реорганизацию, выиграл суд, который постановил, что по условиям оригинальной сделки с Cannon Films права на «Человека-паука» должны были вернуться ему. Несмотря на то, что MGМ подал апелляцию, Мarvel, не теряя времени даром, тут же за 7 миллионов долларов продал права Sony. Но MGM не собирался так просто сдаваться, пригрозив выпустить конкурирующий фильм на основании сценарной заявки Кэмерона. На это Sony нанесло удар ниже пояса, заявив, что намерено основать альтернативную франшизу про агента 007 на основании материала Кевина МакКлори (друг Яна Флеминга, в свое время выигравший суд, на основании которого он получил право на постановку своей адаптации «Шаровой молнии»). В результате обе студии оказались в патовом положении, рискуя потерять прибыльные франшизы. В 1999 году было достигнуто мировое соглашение — Sony получил права на все сценарии «Человека-паука», а MGM все права на Бондиану. К тому моменту Джеймс Кэмерон уже давно оставил попытки стать режиссером «Человека-паука», переключившись на другие проекты. Дэвид Коэпп на основе тритмента Кэмерона написал сценарий, в некоторых местах дословно повторяющий его работу. Потом последовало еще одно переписывание. И еще. Место Электро и Песочного человека заняли Отто Октавиус и Зеленый гоблин. Затем назначенный на пост режиссера Сэм Рэйми посчитал, что история с двумя злодеями будет сложной для зрителей и оставил только Зеленого гоблина. В конечном счете, после всех переделок единственным значительным элементом из работы Кэмерона, попавшей в фильм Рэйми, стали железы на руках Паркера, из которых выходила паутина. В итоге, когда «Человек-паук», наконец, вышел на экраны, Дэвид Коэпп стал единственным автором, чье имя попало в титры. В отличие от остальных авторов, доказывающих Гильдии сценаристов свою причастность к проекту, Кэмерон не настаивал на том, чтобы его имя появилось в титрах. К тому моменту он был богат, знаменит, бурлил новыми идеями, а «Человек-паук» стал для него лишь одним из нереализованных проектов. Теперь остается лишь гадать и пытаться представлять, какой фильм мы могли бы получить, если бы Кэмерону удалось экранизировать комикс по своему тритменту в середине 90-х. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Сам Кэмерон так ответил на вопрос, на что бы был похож его «Человек-паук»: «Снял бы я этот фильм по-другому? Безусловно. Это был бы абсолютно другой фильм, но этого фильма вы никогда не увидите... В отличие от меня».
читать также: все новости о фильме Человек-паук
| |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |