На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Мини не в моде Статьи
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Статьи
Мини не в моде

Мини не в моде

автор Марат Кузаев | источник Filmz.ru | 08.06.2012

Два события на прошедшей неделе растормошили индустриальных наблюдателей, заскучавших после весеннего информационного паводка. Мини-сериал «Хэтфилды и МакКои*» History Channel к удивлению многих побил сразу несколько рекордов. В то же время Американская Академия телевизионных искусств и наук сообщила об очередном сокращении номинаций своей премии «Эмми»: главные и второстепенные актеры телефильмов и мини-сериалов отныне будут делить одну статуэтку. Положение угнетенного жанра вновь на повестке дня.

Дискуссия вокруг «Эмми», важнейшей отраслевой премии, вспыхивает каждый год. Конечно, полемичность в каком-то смысле заложена в механизм любой церемонии награждения: строгих и прозрачных критериев выбора почти никогда нет, журналистам надо работать, результаты провоцируют неравнодушных. Но призы академиков-телевизионщиков — особый случай: разговоры об «Эмми» не ограничиваются спорами насчет решений жюри, но затрагивают саму ее структуру. Вопросы, выносимые на публичное обсуждение, принципиальны. Раздача статуэток не просто чествование лучших. Крылатая дамочка, вздымающая над головой атом, говорит, что есть дневной эфир, а есть вечерний, что программы делятся на художественные и нехудожественные, а создают их актеры, режиссеры, сценаристы и т.д. «Эмми» — модель культурной отрасли, концептуальное оформление ее онтологии.

Горячая тема прошлого сезона — драмеди, апокрифический телевизионный жанр, цветущий на кабельных каналах. В системе координат Академии он отсутствует, а потому в комедийных номинациях в одну кучу свалены и ситкомы, и более вдумчивые, серьезные шоу, которые подчас даже не пытаются рассмешить своих зрителей. Что еще хуже — многим достойным проектам попросту не находится места среди номинантов. В сохранении нынешних порядков заинтересована Большая четверка (Fox, CBS, ABC, NBC): с каждым годом эфирные каналы получают все меньше статуэток, и появление целого блока новых наград только усугубит их положение — условному ABC нечего выставить против «Сестры Джеки» Showtime или «Девчонок*» HBO.

По тем же причинам нивелируется статус мини-сериалов и телефильмов. Вещательные гиганты давно забросили малые формы, поэтому в соответствующих номинациях у них зачастую нет даже теоретических шансов на победу. В прошлом году Академия объединила две «лучшие» категории, а неделю назад устранила различие между ведущими актерами и исполнителями второго плана, правда, расширив круг кандидатов с пяти до шести. Если бы дело было только в задетом самолюбии, то с успехами соперников можно было бы свыкнуться. Однако «Эмми» — масштабная промо-кампания сериалов, причем ее кульминация — вечер с красной ковровой дорожкой и патетическими речами на сцене — транслируется в эфире каналов Большой четверки. Итоги церемонии влияют на предпочтения публики и сговорчивость покупателей телепродукта, повышают узнаваемость бренда — никто, ясное дело, не хочет рекламировать конкурентов, да еще и за собственный счет. Таким образом, академики не только описывают телевидение, но и активно на него влияют.

Профессиональное сообщество мгновенно отреагировало на изменение правил игры. Исполнительный вице-президент канала Lifetime Роб Шэрнау заявил, что пагубная методичность Академии удручает. Однако он также признал, что «дальнейшее объединение номинаций фильмов и мини-сериалов не обязательно лишит достойные картины полагающегося им признания». Слова функционера можно интерпретировать двояко. Если следовать логике инициаторов реформы, то Шэрнау признал вырождение жанра: несмотря на то, что каждый год в недрах телевидения отыскиваются самородки вроде «Джона Адамса*» или «Милдред Пирс*», в среднем за сезон достойных проектов выходит крайне мало — настолько, что порой у жюри едва получается набрать номинантов. Вторая версия — параноидальная, но все же не лишенная смысла: опрометчивые действия коллегиального органа Академии подрывают авторитет премии, отчего она перестает выполнять свои функции, — тем не менее, телевизионщики отыщут другие способы поощрения.

Время мини-сериалов, похоже, безвозвратно уходит. Их дороже производить, труднее продавать, ими не заполнишь программную сетку, их не закроешь посреди сезона: что такое три пусть и рекордные серии «Хэтфилдов и МакКоев*», когда есть два десятка эпизодов «Ходячих мертвецов»? Уже через год зомби-драма AMC вплотную подберется к рубежу в 40 выпусков — и нет сомнений, что к тому времени она будет еще популярнее, чем сейчас, тогда как в руках History останется забронзовевшее напоминание о мимолетной удаче. Симптоматично, что, когда история о легендарной американской вендетте в несколько присестов обновила верхнюю часть списка самых популярных развлекательных программ в истории кабельного телевидения, обозреватели принялись рассуждать не о возрождении мини-сериалов, а о судьбе многочисленных проектов в жанре вестерн, которые в нынешнем производственном цикле не нашли благосклонности у боссов больших каналов.

Но главное — размываются границы, разделяющие форматы. Теоретики прошлого говорили о трех характерных признаках мини-сериала: продолжительность от трех до двенадцати серий, сквозной сюжет с завязкой, серединой и концом, часто — звезда кино в главной роли. Первым двум условиям отвечает практически любое кабельное шоу, а HBO приучил, что приглашение большого актера — правило хорошего тона. Между прочим, «Эмми» точно зафиксировала этот сдвиг: если год назад «Аббатство Даунтон» победило в «младшей» категории, то теперь претендует на звание лучшего драматического сериала. Но проницательность позолоченной госпожи потеряла в цене. Дело даже не в пристрастных академиках — в постсетевую эру навигация осуществляется посредством IMDb, Metacritic, Facebook и YouTube.

теги: сериал, телесеть, кинонаграды

в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.