Брэдли Купер, искушающий Еву на первородный грех, ангел-смерти Азраил с лицом Джимона Хонсу, прорубающийся сквозь толпу падших и низвергающий армию Сатаны в ад, грандиозные батальные сцены на небесах — и все это по цене билета за 3D-сеанс. Таким мог стать «Потерянный рай*» Алекса Прояса, пока в феврале 2012 года студия Legendary Pictures не приняла решение закрыть проект до лучших времен.Автор: Стюарт Хейзелдин под редакцией
Лоуренса Каздана и
Райана Кондэла на основе поэмы Джона Мильтона
Жанр: экшн, фэнтези, драма
Логлайн: Экранизация одноименной поэмы Джона Мильтона, рассказывающая о небесной войне между архангелом Михаилом и Люцифером
Статус: закрыт
Объем: 122 страницы
Версия: от 19 августа 2010
Мотивировка студии заключалась в чрезмерной дороговизне съемок и технических сложностях, которые непременно возникли бы при переносе поэмы Джона Мильтона на большой экран. Но, если так и не состоявшийся фильм Алекса Прояса видел, возможно, лишь сам Алекс Прояс в своей голове, то мы, по крайней мере, можем попытаться составить впечатление о том, каким мог бы получиться так и не снятый фильм на основе имеющегося сценария.
Для того чтобы понять, почему «Потерянный рай» так и остался фильмом на бумаге, достаточно прочесть первые 15 страниц скрипта Хейзелдина. За годы существования кинематографа мы видели многое: фэнтезийные миры, космические корабли, инопланетян на любой вкус, уничтожение городов и целых планет — но показать на экране Большой взрыв, сотворение Богом ангелов, Небесного Града, видимой Вселенной и жизни на нашей планете было весьма смелым и амбициозным ходом со стороны авторов. Вообще, крайне трудно припомнить работы, где сценаристы настолько смело оперировали бы такими масштабами — и потому представляется, что такое зрелище вряд ли бы оставило равнодушными даже самых атеистично настроенных зрителей.
Достаточно необычно выглядят попытки авторов связать современные научные познания о видимой Вселенной с историей о божественном сотворении мира — так, нам показывают, как ангелы создают первые атомы водорода, из которых затем образуются облака межзвездного газа, которые дают начало первым звездам. Господь зарождает жизнь на Земле тоже весьма научным способом — посредством гигантского метеорита, который приносит на Землю аминокислоты, дающие начало первым цепочкам ДНК, которые затем послужат базисом для первых живых клеток.
Трудно сказать, насколько серьезно публика восприняла бы такую попытку угодить и креационистам (Бог в такой трактовке является своего рода ньютоновским первотолчком, придавшим движение материи, которая затем самоорганизовалась на основании заложенных им законов), и сторонникам классического подхода, но сама по себе идея кажется достаточно интересной.
Что касается сюжета, то, вероятно, смысла в его подробном пересказе нет. В общих чертах истории и легенды про сотворение мира и Эдем, про то, как один из ангелов по имени Люцифер возгордился, за что вместе со своими сторонниками был изгнан из царства Божьего, и как он в облике Змея-искусителя убедил Адама и Еву попробовать плоды с Древа познания, и чем все это закончилось, — слышали все.
Но при этом следует учитывать, что скрипт Хейзелдина имел четкую экшн-направленность и был крайне динамичен — уже на 6-й странице Господь произносит «Да будет свет!» и создает Вселенную. На 20-й странице Господь создает человека. На 27-й странице Люцифер отказывается преклонить колени перед Адамом и покидает Град Божий. На 41-й странице проливается первая ангельская кровь. На 63-й Люцифер и его армия низвергаются в ад. На 83-й Люцифер в обличье Змея искушает Еву на первородный грех, после чего следует финальное сражение.
Ангелы создают первые атомы водорода, из которых затем образуются облака межзвездного газа, которые дают начало первым звездам, а Господь зарождает жизнь на Земле посредством гигантского метеорита
Сложно представить, как именно Проясу удалось бы перенести все эти многочисленные битвы ангелов на большой экран (хотя сомневаться в его талантах постановщика и способности выдать отменный визуальный стиль нет никаких оснований), но одно можно сказать наверняка: 130 миллионов заявленного бюджета для этого было бы недостаточно. Возможно, если помножить эту цифру на два, то такой суммы бы и хватило — только вот чиновники из Legendary Pictures были совсем не готовы идти на такие траты. Америка хоть и считается религиозной страной, но для того, чтобы отбить такой бюджет одной лишь божественной тематики могло и не хватить. Да и к тому же, наверняка нашлось бы немало недовольных религиозных и общественных деятелей, которые бы заранее поспешили предать кино анафеме — потому закрытие проекта выглядит достаточно закономерной для нынешнего Голливуда попыткой лишний раз перестраховаться.
Помимо слишком большого масштаба, не позволяющего поставить картину в рамках имеющихся ресурсов и технологий, вторым недостатком скрипта, пожалуй, явилось то, что при библейском сюжете он обладал отнюдь не библейским объемом. 122 страницы — это стандарт для обычного двухчасового фильма, но в данном случае в эти страницы вмещены сотворение Вселенной и всего сущего, раскол на Небесах и падение Люцифера, эпичные битвы между добром и злом и изгнание людей из рая. Это слишком масштабная история, за рамками которой остается раскрытие персонажей.
Главными героями являются Люцифер и архангел Михаил, но мы слишком мало знаем о них. Люцифер достаточно быстро встает на путь тьмы, чтобы мы могли как следует покопаться в его душе, заметить, как маленькие изъяны постепенно приводят его к «темной стороне». По сути, за бортом повествования остается и линия дружбы Люцифера и Михаила, низведенная до пары страниц монтажной нарезки и диалогов — потому достаточно трудно сопереживать Михаилу из-за предательства Люцифера, если их дружба до этого длилась не более десятка страниц.
Но даже несмотря на эти недостатки, весьма жаль, что фильм Прояса так и не вышел за рамки пре-продакшна — пусть мы бы и получили, по сути, еще один летний блокбастер в весьма необычных декорациях, но уже ради вступительной сцены, общего антуража и захватывающих воображение битв на Небесах хотелось бы увидеть этот фильм. А то огромные человекоподобные роботы, инопланетяне и костюмированные супергерои, откровенно говоря, уже поднадоели.
// Настоящее кино