|
|
Интервью с Роджером Кристианом, оскароносным художником-постановщиком «Звездных войн»автор Максим МарковПредседателем жюри на кинофестивале «Зеркало» был Роджер Кристиан — человек с не самым известным именем, но с весьма любопытной творческой биографией. Начинал он в конце 60-х, будучи одним из многочисленных ассистентов художника-постановщика на съемках легендарного мюзикла «Оливер!». Постепенно набрался опыта — и уже в качестве художника-декоратора в 1976 году присоединился к группе, затевавшей работу над более чем сомнительным, как все тогда думали, проектом — «Звездные войны». Разве кто знал, чем всё в итоге обернется?! А вот Кристиан с самого начала безоговорочно верил в проект — и оказался в итоге среди тех, кому за проявленную отвагу и труды вручили премию «Оскар». Другими его великими фильмами стали «Чужой» и «Житие Брайана» (оба — 1979). Но тут художник всерьез задумался о своей будущей судьбе — и решил стать Художником, то есть — режиссером. И уже вторая его самостоятельная работа — «Основание доллара» (1981) — удостоилась «Оскара» как лучшая игровая короткометражка! Естественно, на следующий год состоялся его режиссерский дебют в большом кинематографе: «Телепат». Самые знаменитые его фильмы — «Нострадамус» (1994) с большим количеством звездных артистов и, конечно же, «Поле битвы — Земля» (2000) — нещадно обруганный критиками, зато полюбившийся российским телевизионщикам, которые регулярно находят для него место в своей сетке. Кстати, когда Лукас стал затевать свою новую трилогию, он вспомнил и о старом приятеле — и позвал Роджера на «Скрытую угрозу» режиссером второй группы. И вот, казалось бы, что делает на фестивале имени Андрея Тарковского такой человек? Причастный к фильму, который, как считается, отчасти «погубил» американский авторский кинематограф, открыв дорогу блокбастерам? Роджер Кристиан легко объяснил это на пресс-конференции, признавшись не только в своей давней любви к творчеству великого русского режиссера, но и в том, что декорации «Соляриса» в определенной степени послужили источником вдохновения для легендарного «Тысячелетнего сокола» (Millennium Falcon) — космического корабля, принадлежавшего Хану Соло. Спустя несколько дней мы с ним оказались друг против друга на теплоходе, неспешно плывущем по Волге из Плёса в Юрьевец, на малую родину Тарковского. И первым делом я попросил Кристиана поделиться подробностями создания «Тысячелетнего сокола». «Тысячелетний сокол»
— До «Звездных войн» декорации в научно-фантастических фильмах были далеки от идеала — там всё было пластиковое, преобладали серые тона… И наша основная идея заключалась в том, чтобы попытаться сделать и «Тысячелетний сокол», и планету Татуин, и всё остальное максимально реалистичными. Джордж Лукас хотел в этом отношении больше «документальности» — чтобы ничего не выглядело «дизайном», а каждая деталь была бы естественной частью пейзажа или интерьера. Как правило, снимая свой фильм, вы тем или иным образом ссылаетесь на какой-то другой — а у нас, когда мы делали «Звездные войны», не было никаких подобных ссылок. Я просто описывал Лукасу свои идеи, как мы все эти космические корабли обставим внутри, какие там будут стены, потолки… Короче, всё, что я мог придумать и найти — я всё ему говорил. И из всех научно-фантастических фильмов, что тогда уже вышли, единственным, произведшим на меня серьезное впечатление, был как раз «Солярис». Там такая замечательная космическая станция! Как будто бы старая, потрёпанная, видавшая виды — то есть, совершенно естественная. Как я понимаю, у Тарковского была та же самая идея, что впоследствии и у Лукаса: показать не отлакированную, а давно работающую станцию, на которой много уже чего случилось. И вот мы смотрели на нее, вдохновлялись и сказали: «ОК, это то, что нам нужно». — В титрах первых «Звездных войн» — несколько имен художников, и «Оскар» вместе с вами получили еще три человека. Так что хотелось бы уточнить, за какую конкретно часть производства отвечали именно вы? Световые мечи стали неотъемлемой частью «Звездных войн»
— Вот вы говорите, что «Солярис» Тарковского в определенной степени повлиял на «Звездные войны». Но ирония судьбы заключается в том, что «Звездные войны» — есть такое мнение — «убили» авторское кино, открыв эру блокбастеров. Что вы думаете на этот счет? — Более тридцати лет назад вы сами перешли в режиссуру. Когда вы работаете над собственными картинами, то какое послание хотите донести до зрителя в первую очередь? — Не могу не спросить, хотя понимаю, что вопрос, наверное, будет не очень приятный. Ваш фильм «Поле битвы — Земля» получил огромное количество «Золотой малины», в том числе — за худший фильм десятилетий и худший за четверть века существования этой антипремии. Каково чувствовать себя режиссером картины, получившей вот такое «признание»? — В начале разговора я спросил, какие фильмы повлияли на вас во время работы над «Звездными войнами». А есть ли у вас любимые режиссеры, которые вас вдохновляют, любимые фильмы, которые вы пересматриваете? Понятно, что сейчас вы, скорее всего, ответите, что это Тарковский (не зря же мы здесь, на фестивале его имени) — но, может, есть кто-нибудь еще? — В заключении разговора я хотел бы напомнить, что представляю online-журнал «Настоящее кино» — и в связи с этим спросить: что для вас — настоящее кино? | |
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |