Новый сезон набирает обороты. «Настоящее кино» рассказывает о двух осенних премьерах: «Отчаянных мерах*» ABC — военной драме о самой маленькой ядерной державе на свете; и об очередной реинкарнации Шерлока Холмса — «Элементарно*» CBS.«Отчаянные меры*» (Last Resort, ABC)
Маркус Чаплин (Андре Браугер), капитан подводной лодки USS Colorado ВМС США, получает приказ нанести ядерный удар по Пакистану. Но поскольку сообщение поступило по резервному каналу, который предназначен на случай, если Вашингтон будет стерт с лица земли, офицер в замешательстве: по телевизору показывают безобидные новости и «Ханну Монтану», а значит, родина в порядке. На мостике разгорается оживленная дискуссия о долге, а в это время к субмарине подлетает крылатая ракета — как вскоре выяснится, американская. Едва пережив взрыв, подводники решают уплыть от греха подальше на удаленный островок в Индийском океане, где расположена радиолокационная станция НАТО. Правда, на суше им не рады: всем тут заправляет местный авторитет Джулиан (Сахр Нгауя), и толпа вооруженных до зубов вояк ему явно не по душе. Тем более капитан Чаплин твердо намерен остаться: мол, Америка уже не та великая страна, а здесь, в тропическом раю, несколько здравомыслящих мужчин могут начать все с нуля.
С учетом того, что нынешней осенью ведущие кабельные каналы не приготовили ничего новенького, «Отчаянные меры*» закономерно заняли верхние позиции в субъективном рейтинге ожиданий. Еще бы! Смелая завязка, у штурвала Шон Райан — автор «Щита*» FX (одной из двух главных полицейских драм нулевых), представительный актерский ансамбль, куда помимо Андре Браугера с его цепенящей харизмой Немесиды попал поседевший терминатор Роберт Патрик и ликановампир Скотт Спидман. Сентябрьская премьера сулила если и не следующий «Остаться в живых», то, во всяком случае, что-то по-настоящему свежее в довольно невзрачном расписании ABC.
В пилотном эпизоде Райан и его напарник Карл Гайдусек лишь подливают масла в огонь: шутка ли, в первые сорок пять минут ракеты с ядерными зарядами дважды взмывают в верхние слои атмосферы. До того как действие перемещается на сушу, их шоу сюжетно напоминает «Багровый прилив», а атмосферой геополитического делирия — творчество Тома Клэнси, у которого, кстати, тоже есть книга о подводных лодках — «Охота за «Красным октябрем»». Во второй половине серии напрашиваются уже другие — «тропические» — аналогии: от «Апокалипсиса сегодня» до «Повелителя мух». Впрочем, нельзя сказать, что Райан и Гайдусек бездумно списывают, — уже хотя бы потому, что «Отчаянные меры*» теперь едва ли не большая загадка, чем в тот момент, когда вышел первый трейлер.
Как бы то ни было, в пилоте обозначены контуры истории, и ясно, что «Отчаянным мерам*» есть, где развернуться. Сериал оснащен комплексным сюжетом: одна линия развивается на острове, другая — на большой земле. В нем есть множество потенциально сильных героев, а что Маркус Чаплин — безусловная находка сценаристов, не вызывает сомнений уже сейчас. Райан и Гайдусек умело держат напряжение и вовремя подбрасывают интригующие вопросы. Наконец, авторы осмеливаются поставить под сомнение современное мироустройство с США в роли всеобщего маяка, — с такими амбициями редко приходят на вещательные каналы. Главное, чтобы многообещающий старт не оказался жульнической уловкой, а сложное повествование не потеряло слаженность.
«Элементарно*» (Elementary, CBS)
Шерлок Холмс (Джонни Ли Миллер) — взбалмошный мужчина средних лет; родом из Англии, но живет в Нью-Йорке, где до недавнего времени проходил курс лечения от наркотической зависимости. Предвосхищая возможный срыв, его отец любезно оплачивает услуги «компаньона по трезвости» — проще говоря, круглосуточной сиделки, которая должна следить, чтобы ее подопечный не взялся за старое. Барышню зовут Джоан Ватсон (Люси Лью). В прошлом она работала хирургом, но три года назад ошибка во время операции повлекла смерть пациента, и доктор Ватсон лишилась лицензии. Помощь наркоманам в завязке — попытка искупить тот грех.
Ватсон несколько удивлена поведением нового клиента: Шерлок — преисполненный энтузиазма живчик, который не устает твердить, что только труд убережет от искушения. А работает он на полицейское управление — правда, на добровольных началах, совершенно бескорыстно. Типичное задание выглядит следующим образом: Холмс суетно осматривает место преступления, после чего на основании мельчайших деталей — дедукция! — делает поразительные выводы; в случае если что-то не сходится, ждет озарения и все же раскрывает безнадежное дело.
«Элементарно*» обречен на сравнения с «Шерлоком» BBC. Правда, эти аналогии насколько навязчивые, настолько и натужные. Ну да, в обоих случаях действие разворачивается в наши дни — и только. Дошло до того, что незадолго до премьеры журналисты решили перессорить Джонни Ли Миллера и Бенедикта Камбербатча, больших друзей по жизни (не так давно они вместе сыграли у Дэнни Бойла в нашумевшей постановке «Франкенштейна»): якобы Камбербатч обиделся на приятеля за то, что тот принял предложение американского канала. Позже актер выступил с опровержением. Вся эта история со ссорой доказывает, насколько нелепы параллели между сериалами BBC и CBS.
Перекроив наследие Артура Конана Дойла, CBS прогнозируемо получил на выходе процедурную драму, каких в эфире «Глаза» не счесть. Отсюда понятно, что «Элементарно*» — удовольствие на любителя. Однако попытку по-новому посмотреть на литературную классику, осуществленную Робертом Догерти (он известен по работе в «Медиуме» NBC), следует засчитать: вышло если не хорошо, то, по крайней мере, органично. Об этом нечасто задумываешься, но Шерлок Холмс — в сущности, прототип для всех этих чудаковатых следователей, что заполонили домашние экраны в последние годы. С ними у персонажа Джонни Ли Миллера больше общего, чем с героем сэра Артура, несмотря на канонические штрихи вроде страсти к пчеловодству.
Недостатки такого подхода известны: достаточно вспомнить летнюю премьеру TNT, сериал «Восприятие*». Подобно ему, «Элементарно*» не предлагает зрителю ничего особенного, в нем нет той искорки, которая бы привнесла жизнь в набор стандартных жанровых приемов. Ли Миллер старается, Лью держится скромнее, но все равно уверенно, сценаристы прилежно выдумывают изощренные убийства и остроты. Этого достаточно, чтобы произвести хорошее впечатление, но за счет чего «Элементарно*» продержится на длинной дистанции, непонятно.
// Настоящее кино